Будут ли «работать» новые полиграфические стандарты?

Будут ли «работать» новые полиграфические стандарты? 24.03.2011 В 2009 году Московский государственный университет печати представил первый стандарт семейства ГОСТ ИСО 12647 «Технология полиграфии. Управление технологическим процессом изготовления растровых цветоделенных изображений, пробных и тиражных оттисков» (Graphic technology – Process control for the production of half-tone colour separations, proof and production prints) – тогда технический комитет ТК 350 организовал «аутентичный перевод» части «Параметры и методы измерения» (Parameters and measurement methods). В конце января для «всенародного обсуждения» был предложен стандарт «Процессы офсетной печати» (Offset lithographic processes).

Целью новых ГОСТов является точное и однозначное определение параметров качества печатной продукции, что должно устранить «непонимания» между полиграфистами и издателями и позволить им говорить «на одном» языке.

В отраслевой прессе не единожды появлялись публикации о том, что советская система ГОСТов и ОСТов устарела и ФЗ «О техническом регулировании» не описывает однозначных критериев и норм для определения качества полиграфической продукции. Иными словами, возникла «недостаточность» отраслевого «законодательства». «Примерно в 1995 году был принят последний полиграфический стандарт, - рассказывает Олег Шишкин, отдел планирования Немецкой фабрики печати, ст. преподаватель МГУП, - Дальше – больше: в 1996 году был утрачен отраслевой научно-исследовательский институт и разработка стандартов практически остановилась».

В результате каждое полиграфическое предприятие могло придерживаться собственных взглядов на методику контроля качества, а единые объективные нормы его оценки юридически отсутствовали.

Многие типографии заявляют, что в своей работе придерживаются стандартов ISO 12647, однако часто это не более, чем рекламное утверждение. А так как эти стандарты не были введены у нас юридически, то на практике издателям апеллировать не к чему.

Теперь положение вроде бы должно исправиться, несмотря на то, что в профессиональном сообществе бытуют различные мнения насчет качества перевода новых стандартов. В связи с этим возникает вопрос – как эти стандарты повлияют на сложившуюся ситуацию в отрасли?

Наиболее оптимистично будущее отечественной стандартизации видит Александр Нетесов, начальник отдела перспективного развития Первого полиграфического комбината: «Если эти стандарты будут реально действующими, а не просто еще одним документом, то они действительно помогут выстроить корректные взаимоотношения типографии и заказчика. Но для использования этих стандартов в типографии необходимо провести внутреннюю стандартизацию, т.е. обеспечить возможность стабильного выполнения прописанных норм».

Олег Шишкин также полагает, «что внедрение стандартов на основе ISO положительно скажется на отрасли в целом, поскольку позволит "подтянуть" качество и самого производственного процесса и готовой продукции в частности».

Дмитрий Гудилин, гл. редактор журнала PrintCom Russia обращает внимание на то, что «использование стандартов ISO 12647 является делом добровольным, и, в конечном счете, все зависит от требовательности заказчиков. При этом особой проблемой является сертификация на соответствие требованиям ISO 12647. В Европе наиболее авторитетной системой сертификации полиграфического производства является PSO (Prozess-Standard Offsetdruck – стандартизация офсетной печати - Прим.ред.), разработанная немецкими и швейцарскими отраслевыми объединениями и исследовательскими обществами. PSO базируется не только на ISO 12647, но и на ряде других стандартов. Если в Германии по этой системе сертифицировано более 300 предприятий, то в России пока реализован только один проект - в нижегородской типографии "Промис". Следует отметить, что в сертификации наиболее заинтересованы типографии, обслуживающие крупные международные компании, так как последние из соображений снижения рисков и улучшения имиджа предпочитают работать с сертифицированными партнерами».

Понятно, что стандартизация необходима тем типографиям, которые дорожат своими заказчиками и стремятся соответствовать современным требованиям к качеству продукции. Кроме того, необходим высокий уровень технического оснащения. А теперь вопрос: как много в России подобных типографий? Скорее всего, ответив на него, можно оценить, насколько отрасль готова к переменам и насколько быстро и полноценно будет оптимизировано сотрудничество типографий и издательств.

Источник:  Media-Day.ru

Возврат к списку


??????? ????? ?????? ??????????? ??