Подмосковье, следуя мировому тренду, планирует отказаться от пакетов

Подмосковье, следуя мировому тренду, планирует отказаться от пакетов 03.06.2014 Каждый житель Подмосковья как минимум раз в неделю покупает продукты в магазине, складывает их в пластиковый пакет и несет домой. Власти Московской области всерьез задумались о вреде такой упаковки для экологии – пластик составляет до 15% всего мусора области.
Летом 2014 года начнется разработка законопроекта или рекомендаций об ограничении продажи пластиковых пакетов в магазинах Подмосковья – их могут заменить на бумажные или биоразлагаемые.
Экологи и крупные ритейлеры признают, что данная инициатива может всерьез улучшить экологическую обстановку в Московской области, однако расходятся в оценке возможности внедрения данного предложения.


Закон против миллиона пластиковых пакетов

Летом 2014 года в Московской области будет создана рабочая группа, в которую войдут депутаты Мособлдумы, сотрудники областного министерства потребрынка и услуг и представители торговых сетей. Вместе они планируют найти вариант, который устроит всех, и по итогам могут быть внесены изменения в региональное законодательство, ограничивающие использование пластиковых пакетов, рассказали в пресс-службе министерства. Тема эта для Подмосковья крайне актуальна.
По данным министра потребительского рынка и услуг Московской области Владимира Посаженникова, ежедневно в крупных и мелких магазинах региона продают более миллиона таких пакетов.
"Привыкнуть к эко-упаковке будет гораздо проще, когда в торговых сетях просто не будет альтернативных вариантов – только бумажные пакеты, многоразовые сумки или саморазлагающиеся пакеты… Мое мнение в данном вопросе однозначно – эко-упаковка нам нужна, и мы должны постепенно полностью отказаться от пластиковых пакетов", - заявил Посаженников. Вся упаковка в розничных магазинах платная: даже если она выдается покупателю бесплатно, ее стоимость уже включили в цену продукции в магазине. Если покупатель откажется от приобретения более дорогой эко-упаковки, ритейлер может и сам оплатить ее – полностью или частично, считает Посаженников.
По его словам, доходность торговых сетей в России гораздо выше, нежели у сетевой розничной торговли в Европе или в США. Тем не менее, при гораздо более низкой планке прибыли, зарубежные торговые компании могут позволить себе частично компенсировать или даже продавать эко-упаковку без наценки, подчеркнул Посаженников.
"А значит, и розничные сети, работающие в России, и получающие гораздо больше прибыли по сравнению со своими зарубежными коллегами, могут позволить себе этот "широкий жест" - предлагать эко-упаковку по себестоимости, либо частично компенсировать расходы потребителей", - считает министр.


Ритейлеров пугают затраты и реакция покупателя

В свою очередь, ритейлеры по ряду причин не поддерживают столь "радикальные" предложения властей, хотя и признают плюсы экологии региона. По их мнению, препятствием для внедрения этой инициативы станут более высокая цена эко-упаковки и консервативные привычки покупателей.
"Перейти полностью на эко-упаковку вряд ли получится, так как многие покупатели все-таки до сих пор предпочитают обычные пластиковые пакеты, а также данная упаковка значительно дороже обычной. Возможно лишь частичное внедрение эко-упаковки", - сказала руководитель отдела корпоративных коммуникаций гипермаркетов "Глобус" Наталья Рычкова. Сейчас в гипермаркетах "Глобус", помимо обычных пакетов, продается упаковка из материала спанбонд, который считается экологически чистым, многоразовые сумки и картонные коробки для товаров, добавила Рычкова.
С ее мнением согласна директор по внешним связям группы компаний "Дикси" Екатерина Куманина, которая подчеркнула, что сейчас в магазинах компании продают как биоразлагаемые, так и обычные пакеты. Также в "Дикси" можно купить эко-сумки для многоразового использования по цене от 20 до 70 рублей.
В компании "Ашан" в целом одобрили идею перехода на эко-упаковку, однако подчеркнули, что "одним днем" это осуществить не удастся. "Ашан по своей инициативе поэтапно сокращает реализацию бесплатных пакетов, но не может отказаться от нее полностью, так как мы ориентированы, в том числе, на малообеспеченных клиентов, для которых приобретение эко-пакетов – это дополнительные расходы", - отметил менеджер по внешним коммуникациям "Ашан Россия" Андрей Творогов. На данный момент в "Ашане" продаются многоразовые пакеты, изготовленные из вторсырья. В ряде магазинов действуют "Зеленые кассы", где продается только такая упаковка, добавил собеседник.
Кроме того, по мнению ритейлеров, полный отказ от пластиковых пакетов – не панацея, и для борьбы с мусором необходимо принимать и другие меры. "Полный переход на экопакеты необходимо сопрягать с ростом уровня жизни населения и строительством производств по переработке мусора, включая полиэтилен", - подчеркнул представитель "Ашана".


Экологи – против "вакханалии" пластика

Однако экологи уверены, что отказ от пластика, действительно, способен значительно улучшить ситуацию с твердыми бытовыми отходами в Подмосковье и переучить покупателей гораздо проще, чем кажется.
"Посмотрите на подмосковные поля и леса – там все замусорено пластиком! Пластик бывает экологически безвредным и разлагаемым, но таких видов только два: полиэтилен и полипропилен. Вся другая упаковка – полистирол, поливинилхлорид и другие – не разлагаются. Нужно резко ограничить использование пластиков двумя видами биоразлагаемых пластиков, и дестимулировать бизнес производить и продавать эти пакеты, бутылки, упаковки", - заявил академик РАЕН, президент Центра "Экология и здоровье", ректор Открытого экологического университета Валерий Петросян.
Специалист благотворительного фонда "Центр охраны дикой природы" Александр Федоров поделился, что всегда отказывается от бесплатных пакетов в супермаркете, чем вызывает недоумение продавцов. "Когда нам просто дают бесплатный пакет, мы берем его "на автомате" и выбрасываем в мусорные ведра, а потом это перевозится на свалки и лежит там как в каменном веке. С учетом того, что Москва и область – самая крупная агломерация в России, ограничение продажи пакетов, безусловно, полезная инициатива", - сказал он.
Как отучить покупателя от пакета? По мнению экологов, жители региона довольно быстро смогут привыкнуть к отсутствию в магазинах пластиковых пакетов, особенно, если перед этим провести подготовительную работу.
"Естественно, если будет один и тот же продукт продаваться в серенькой бумаге и в красивом пластиковом пакете, то покупатели выберут то, что ярче, и то, что дешевле. Но с людьми нужно вести работу по экологическому просвещению и объяснять, что это вредит их здоровью", - сказал Петросян.
По мнению Федорова, если в магазинах перестанут выдавать пластиковую упаковку, то это может стать первым шагом к экологическому образованию покупателей.
"Во времена Советского союза не было такой вакханалии с пластиком – пакеты вымывались, высушивались, хранились, использовались многократно. Я не утверждаю, что необходимо возвращаться к этой практике, но никакой беды в каком-то ограничении продаж пластиковых пакетов нет. Наоборот, это простимулирует людей более рационально относиться к тому, что есть", - считает Федоров.
Министр потребрынка признает, покупатель в России действительно консервативен и могут с трудом воспринимать новшества, однако это не повод отказываться от хороших нововведений. По его мнению, аргументы торговых сетей – только оправдание их нежелания переходить на новые виды экологически безопасных пакетов из-за потерь в прибыли.


Хватит ли эко-пакетов?

Со своей стороны, зампредседателя общественного движения "Зеленые" Владимир Поляков поставил вопрос о возможной нехватке эко-упаковки. "Инициатива – это, кончено, хорошо, но, тем не менее, я неоднозначно оцениваю ее. Потому что есть вопрос – если значительно возрастет спрос на эко-упаковку, где ее будут изготавливать и из чего? Если из макулатуры, то я не думаю, что она будет экологически чистой, так как там будут типографские краски. А если это будет из мелкой древесины – они почистят лес, но на чем будут перерабатывать? Я думаю, что необходим подготовительный этап, когда нужно будет взвесить "за" и "против", оценить риски", - подчеркнул эксперт.

В мировой практике уже есть подобные примеры. Так, в 2008 году в аргентинской провинции Буэнос-Айрес был принят закон, запрещающий использование полиэтиленовых пакетов не только в супермаркетах, но и в залах самообслуживания, на складах, а также для транспортировки продуктов и товаров.
Аналогичный запрет действует в настоящее время в ряде индийских городов, в том числе в столице Дели и городе Агра, где расположен всемирно известный мавзолей Тадж-Махал.

Источник:  http://inmosreg.ru/

Возврат к списку


??????? ????? ?????? ??????????? ??