Как чувствует себя российская бумажная отрасль?
30.03.2023
Согласно статистике, подготовленной «Бизнес Вектором», российский объем рынка бумаги и картона оценивают в 253,9 млрд рублей. 33% рынка занимает газетная бумага, 28% — бумага для гофрирования, еще 9% — крафтовая бумага. По 8% рынка приходится на офсетную и санитарно-гигиеническую бумагу, 14% — на все остальное. Всего бумажным бизнесом в стране занимаются около 200 предприятий.
Татарстанский скачок На итоговой коллегии 2022 года министерство промышленности и торговли Татарстана отчиталось, что объем производства в лесоперерабатывающей промышленности составил 75,2 млрд рублей. Индекс промышленного производства — 102,5%. В производстве бумаги и бумажных изделий объем отгруженной продукции составил 44,9 млрд рублей. Это на 17,5% больше, чем годом ранее. Целлюлозно-бумажная промышленность республики представлена крупными предприятиями: ЗАО «Народное предприятие Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат им. С. П. Титова», ООО «Хаят Кимья», ООО «ПАЛП Инвест», ООО «Драйлок Текнолоджиз» и АО «НЕГА». Все эти предприятия продолжают развиваться. Например, ООО «Хаят Кимья» в 2022 году сохранило бесперебойную работоспособность, став безусловным лидером рынка санитарно-гигиенической бумаги в России. Компания продолжает инвестировать в производственную площадку в ОЭЗ «Алабуга». В 2022 году она установила современное оборудование по непрерывному анализу потоков технологических сред, а также по исследованию свойств основного сырья — волокон целлюлозы. Увеличена доля локализации в поставках расходных материалов. В 2023 году одним из планов для Татарстана является развитие сырьевой базы. Республика планирует наращивать производство макулатуры, целлюлозы, химического сырья. Также регион хочет увеличить объемы сбыта и отправлять продукцию в том числе на экспорт. От упаковок до туалетной бумаги Одним из крупнейших бумажных производителей России является «Кондопожский целлюлозно-бумажный комбинат». Предприятие выпускает газетную и упаковочную бумагу. По словам управляющего предприятием Сергея Байдина, рынок газетной бумаги сокращается каждый год на 7-10%. Прибыль предприятия за 2021 год составила 1,5 млрд рублей. В основном, завод работает на экспорт и отправляет бумагу в 50 стран мира. Сегодня тонна бумаги на рынке стоит 600 долларов. И сейчас из них половина — это затраты на логистику. В одном контейнере 26 тонн, что равно 15,5 тысячам долларов. В день комбинат отправляет за рубеж 50 контейнеров на сумму 780 тысяч долларов. За счет больших оборотов «Кондопожский ЦБК» может себе это позволить. Мелкий бизнес вынужден отказаться от экспорта. «Переориентироваться одномоментно на азиатско-тихоокеанский регион, на юг мировой экономики это не такое простое дело, плюс к этому еще всевозможные санкции по ограничению контейнерных перевозок, по ограничению заходов судов. Стоимость контейнера подорожала, стоимость фрахта подорожала», — заявил президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин. Другой пример, работающий на российском рынке — завод «Ярославская бумага». Комбинат делает продукцию только из переработанного сырья. Тонна бумаги стоит 32 тысячи рублей, из этой суммы 18 тысяч уходит на покупку макулатуры, 9 тысяч — на зарплаты сотрудников и другие траты, 4 тысячи — стоимость воды и электричества. Прибыль комбината составляет 1 тысячу рублей с тонны. В год производство завода достигает 70 тысяч тонн. «Сясьский ЦБК» — завод на котором впервые в 1969 году появилась туалетная бумага. Первая бумага была однослойной. Рулон был значительно больше и весил 303 грамма, а сейчас — 60-116 граммов. Раньше в производстве использовалась ель, а сейчас еловая и лиственная целлюлоза. Прибыль комбината за прошлый год — 450 миллионов рублей. «Сясьский ЦБК» выпускает 55 тысяч тонн санитарно-гигиенических изделий в год. Из них 70% — туалетная бумага. Но с каждым годом пропорции меняются. В прошлом году в стране выпустили почти 7 миллиардов рулонов туалетной бумаги, что стало историческим рекордом. Но есть категории, где спрос стабильный — это офисная, типографская и мелованная бумага. Взгляд в будущее Сегодня главные трудности бумажных комбинатов — это поставки химикатов, комплектующих и логистика. В Торгово-промышленной палате говорят, есть несколько путей решения проблем. «Первое — это наш внутренний рынок, российские предприятия и компании, которые способны производить комплектующие и изделия. Второе — это, конечно, ориентация на азиатско-тихоокеанский регион, прежде всего, на машиностроителей Китая. Мы стараемся помогать коллегам через нашу внешнюю сеть в поиске партнеров», — заявил Катырин. При этом бумажная отрасль остается одним из крупнейших рынков страны. Кроме всех внешних проблем, меняется и его внутренняя структура. Чем быстрее развиваются технологии, тем больше падает спрос на газетную и полиграфическую бумагу. Сами игроки рынка уверены, что их будущее будет строиться вокруг упаковки. Источник: https://inkazan.ru/news/2023-03-25/bumazhnye-goroda-kak-ustroen-biznes-v-rossii-2885240 |
|||