Лесопродукция на продажу: переориентация экспорта или внутренний рынок?
17.07.2024
Переориентация экспорта российской лесопродукции практически завершена. Те предприятия, что нашли иные площадки сбыта, активно наращивают сотрудничество с новыми партнёрами, а их коллеги не менее активно стараются нагнать упущенное, прокладывая новые логистические маршруты и открывая для себя другие рынки.
Регионы торгуют с другими странами ЛПК Кировской области нарастил экспорт во Вьетнам: в течение полугода производители региона отправили в эту страну порядка 20 тыс. м³ лесопродукции. К слову, это на 36% больше, чем в аналогичный период 2023 года. Ранее WhatWood опубликовал отчёт за 4 квартал 2023 года, согласно которому компания из Кирова оказалась одним из крупнейших экспортёров фанеры в России. Так, Вятским фанерным комбинатом в 2023 году было отгружено зарубежным импортёрам свыше 150 тыс. м³. Глава Иркутской области Игорь Кобзев недавно сообщал, что местные предприятия успешно справились с задачей по переориентации экспорта и смогли сохранить объёмы производства. Губернатор рассказал: «По итогам четырёх месяцев 2024 года по железной дороге отгружено 2,2 млн тонн лесной продукции — повышение на 10,3% в сравнении с аналогичным периодом 2023 года. Всего на экспорт направлено по железной дороге 1,7 млн тонн продукции ЛПК — рост на 1,4%. При этом 92% от общего объёма экспорта попадает на восточный рынок, в том числе значительная часть — в Китай». Местная лесопродукция пользуется спросом не только в Поднебесной. Например, за первые четыре месяца текущего года поставки ЛПК региона в Монголию увеличились в 2,8 раза, а в Японию — на 3,6%. Китайский титан Но всё же Китай потеснить с насиженного места — крайне непростая задача. Ещё до санкций народная республика активно сотрудничала с российским ЛПК, тоннами вывозя круглые лесоматериалы. Отказываться от качественной древесины из РФ китайцы не собираются и даже готовы идти на некоторые уловки в отношении российского закона. Они готовы помочь нашим производителям пеллет и разрешить импорт топливных гранул в свою страну, однако прежде россияне должны вновь открыть границы для экспорта «кругляка». Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков рассказал: «Регулярно рассматривается вопрос снятия барьеров для экспорта пеллет в Китай, но пока китайские покупатели согласны приобретать пеллеты «в пакете» с открытием поставок «кругляка». Конечно, пока навстречу Китаю в этом вопросе российские власти не идут. Однако представители отрасли уже начинают рассуждать о том, как долго продлится их терпение, ведь ситуацию в пеллетной отрасли хорошей назвать ну никак не получается. Да и, будем честны, преуменьшить роль КНР в решении экспортных проблем отечественного ЛПК невозможно: многие регионы России сегодня напрямую зависят от этого рынка. Китайцы активно монополизируют местные площадки сбыта древесины. В частности, коснулось это и лесопромышленного комплекса ХМАО. С 2022 года «Югорский лесопромышленный холдинг» — одно из основных предприятий ЛПК региона — заключал договоры на экспедиторские услуги на транспортировку своей продукции исключительно в Поднебесную. Монополизация, по мнению экономиста Константина Селянина, не принесёт местным лесопромышленникам положительных результатов. Монополисты, уверен он, могут воспользоваться своим выгодным положением и удешевить покупки со своей стороны, что негативно скажется на предприятиях ЛПК. И такая ситуация, увы, складывается сегодня не только в ХМАО. Другие регионы от неё также не застрахованы. Северо-Запад и внутренний рынок По данным аналитиков Рослесинфорга, лидерами среди российских регионов по уровню экспорта пиломатериалов были и остаются Красноярский край, Иркутская и Архангельская области. А вот предприятия Северо-Запада страны такими успехами похвастаться не могут: европейские санкции ударили по ним сильнее всего. Как отмечают некоторые эксперты отрасли, многие лесопромышленники смогли преодолеть кризис и нашли замену утерянным рынкам сбыта. На место европейцев пришли страны Азии, Казахстан, Узбекистан, Турция, Иран, Япония, Южная Корея и т. д. В 2024 году Турция впервые вошла в тройку основных импортёров пиломатериалов из России. За начало года объёмы поставок досок в эту страну увеличились втрое. Эксперты считают, что возросший спрос со стороны Турции связан с землетрясением, после которого городам требуется восстановление. В период с января по март 2024 года наша страна вывезла в Турцию порядка 292,2 м³ досок, бруса, пиловочника и пр. видов лесопродукции. И всё же не все из перечисленных рынков оказались доступны предприятиям Северо-Запада страны. В Корею или Китай везти лес из Республики Коми — крайне дорогое удовольствие, поскольку логистика не дешевеет, да и транспортные субсидии позволяют справиться далеко не со всеми вызовами. Выход лесопромышленники находят на внутреннем рынке — основной площадкой для сбыта лесопродукции становятся соседние регионы, а также субъекты центральной и южной частей страны. Спрос действительно есть. Данные официальной статистики за январь-апрель 2024 года свидетельствуют о заметном, хотя пока ещё незначительном улучшении в сфере лесозаготовки: объём увеличился на 6% по сравнению с предыдущим годом. Значительное повышение заготовки лиственных лесоматериалов относительно прошлого года сегодня можно наблюдать сразу в нескольких регионах: в Вологодской области (+16% год к году), Карелии (+22% год к году), Кировской области (+21% год к году), Пермском крае (+52% год к году), Тверской области (+50% год к году), Ленинградской области (+53% год к году), Нижегородской области (+34% год к году) и Алтайском крае (+10% год к году). Эксперты отмечают, что растущие объёмы лесозаготовки пока не могут удовлетворить нынешний спрос на древесину внутри страны. А что по фанере? Российские производители фанеры, как отметили в WhatWood в конце июня, проявляют активный интерес к внутреннему рынку, ведь потребность в их продукции начала расти ещё в мае. Из-за этого отечественный рынок стал основной площадкой сбыта для фанерщиков. Высокий спрос на фанеру объясняется повышением интереса россиян к ИЖС, который аналитики фиксировали ещё до 2024 года, и вероятным включением меблировки в ипотеку. Заместитель генерального директора по развитию СРО Ассоциации «Лига переработчиков макулатуры» Михаил Пеньков прокомментировал: «Любая отрасль всегда старается найти новые рыночные сегменты. Российский лесопромышленный комплекс, включая и целлюлозно-бумажную промышленность, исторически ориентировался на экспортные поставки. "Санкционная война", начавшаяся в 2022 году, резко сузила возможности поставок на традиционные рынки для российских лесопромышленников и бумажников. Переориентация экспортных потоков на Азию и, в частности, на Китай стала наиболее ожидаемым решением проблемы рынков сбыта российской древесины и бумаги. Однако, несмотря на привлекательность китайского рынка, зависимость от китайских покупателей может оказаться ничем не лучше зависимости от европейских импортеров. Устойчивое развитие отрасли возможно только с опорой на внутренний спрос. Для российских бумажников развитие внутреннего рынка будет означать вступление в субститутную конкуренцию с пластиком. Предпосылки для успеха в конкурентной борьбе созданы за счет совершенствования системы расширенной ответственности производителей: разработана методика расчета ставки экологического сбора, введены повышающие коэффициенты на экосбор, в зависимости от спроса на вторичные ресурсы, наличия технологий утилизации, возможности извлечения вторресурсов и количества возможных циклов переработки. В новых условиях бумага получает весомые конкурентные преимущества перед пластиком, Лига ПМ оценивает возможный прирост спроса на бумажные материалы на уровне 1,5 млн тонн в год». Источник: https://forestcomplex.ru/logistics/lesoprodukciya-na-prodazhu-pereorientaciya-eksporta-ili-vnutrennij-rynok/ |
|||