Российские ученые обнаружили серьезные проблемы в лесной отрасли

Российские ученые обнаружили серьезные проблемы в лесной отрасли 15.08.2024 Российские учёные из Центра по проблемам экологии и продуктивности лесов РАН (ЦЭПЛ) считают, что в лесной отрасли страны наблюдаются серьёзные трудности.

При имеющихся в стране запасах лесных ресурсов, деревообрабатывающие предприятия сталкиваются с нехваткой качественного леса.  Это происходит потому, что большая часть лесозаготовок ведётся на ограниченной территории российских лесов, как следствие происходит быстрое истощение арендуемых участков, отмечает кандидат сельскохозяйственных наук и научный сотрудник ЦЭПЛ Юрий Гагарин.

Директор проектного офиса климатического научно-образовательного центра «Енисейская Сибирь» Сергей Верховец сообщил, что более половины лесов с высоким классом бонитета, которые включают самые ценные и дорогостоящие деревья, уже вырублены. Эти деревья имеют большую привлекательность для деревообрабатывающей промышленности, так как их переработка требует меньших затрат. Несмотря на предпринятые шаги по восстановлению, за последние 20 лет наблюдается тенденция к уменьшению качественных лесных массивов.

Генетические лаборатории в стране занимаются анализом ДНК деревьев с целью повышения эффективности их воспроизводства. Подобные исследования проводятся в восьми регионах. В «Рослесозащите» отметили, что с 2016 года было выполнено примерно 29 тысяч ДНК-анализов семян, что помогает контролировать качество репродуктивного материала и предотвращает использование  поддельных семян.

Но все же, вопрос восстановления лесных ресурсов по-прежнему является актуальным, особенно на фоне продолжающейся вырубки ценных пород деревьев.

Советник генерального директора СРО Ассоциации "Лига переработчиков макулатуры", профессор МГТУ им. Баумана Наталья Пинягина прокомментировала: «Авторы статьи из Центра по проблемам экологии и продуктивности лесов РАН  справедливо отметили, что большая часть лесозаготовок ведётся на ограниченной территории российских лесов, как следствие происходит быстрое истощение арендуемых участков. В результате у лесного бизнеса нарастают трудности с использованием в производстве качественной древесины. Одна из основных проблем, сдерживающая развитие лесопромышленного комплекса - очень низкая степень обеспеченности транспортной инфраструктурой. Слабо развитая дорожно-транспортная инфраструктура ограничивает возможности более полного освоения эксплуатационных лесов и снижает экономическую доступность древесных лесных ресурсов. В настоящее время в стране насчитывается порядка 1,8 млн км лесных дорог. Этот показатель на 0,3 млн км превышает протяженность остальных автодорог. Каждый год в России строится порядка 6,4 тыс. км лесных дорог, еще 20,6 тыс. км проходят ремонт и реконструкцию. Однако дефицит сети для вывозки древесины в данный момент составляет порядка 5 тыс. км. При этом на 49,6% (918,3 тыс. км) она состоит из постоянных грунтовых автодорог, еще 21,3% (393,2 тыс. км) – это зимние дороги, а 16,6% (307,5 тыс. км) – дороги с твердым покрытием. Однако, если посмотреть на карту сети круглогодичных лесовозных дорог в такой лесопромышленной стране, как Финляндия и сравнить её с картой сети на многолесном Северо-Западе России, то в Финляндии эта сеть образует густую паутину, в Российском регионе можно увидеть лишь реденькую сеть из нескольких "извилин". При этом, строительство лесовозных дорог частными лесовладельцами в Финляндии датируется из бюджета государства.  Ограниченное освоение лесов из-за отсутствия необходимой лесовозной дорожной сети привело к тому, что наиболее ценные древостои, в особенности хвойные, вдоль эксплуатируемых дорог почти все вырублены, нарастает деградация лесосырьевой базы, ценные хвойные леса заменяются малоценными лиственными. И эта волна постепенно движется из северных районов европейской части страны к центральным и южным районам, лесовосстановление же идёт крайне медленными темпами. Вместе с тем, транспортная инфраструктура - важнейшая составляющая хозяйственного освоения территорий богатых ресурсами. Чем выше плотность железных и автомобильных дорог общего пользования, тем короче расстояние вывозки по лесовозным дорогам, эффективнее используются ресурсы, выше их доходность. Предельное расстояние вывозки по лесовозным дорогам составляет 30-;50 км, свыше этих расстояний ресурсы становятся экономически недоступными. Для реализации задачи полного и экономически выгодного использования лесных ресурсов необходимо создание сети лесных дорог многоцелевого назначения (лесозаготовки, туризм, охота, рекреация и др.), то есть изначально строительство лесных дорог должно соответствовать стандартам для круглогодичной эксплуатации. Многолесные районы, как правило, отличаются низкой плотностью населения и, соответственно, не имеют сегодня развитой транспортной инфраструктуры, но без такой инфраструктуры невозможно эффективно осваивать лесные ресурсы - поддерживать цены на круглый лес на уровне, обеспечивающем конкурентоспособность отечественной деревообработки. Результат: сдерживается рост потребительских цен на круглый лес при устойчивой рентабельности лесозаготовки. Формирование оптимальной сети постоянно действующих лесных дорог во многом может обеспечить развитие различных видов лесопользования,  их использование в целях охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также наращивания глубокой переработки качественной древесины».

Источник:  https://t.me/forestcomplex/2788

Возврат к списку


??????? ????? ?????? ? ???????? ??????????