Анилоксовый вал: прошлое и настоящее

Анилоксовый вал: прошлое и настоящее

Производство анилоксов традиционно считается выгодным бизнесом, хотя цены уже далеко не соответствуют усилиям, затрачиваемым на действительно качественный вал. Причина — жёсткая конкуренция производителей.

Полвека назад равномерное распределение краски по ширине формы обеспечивал резиновый вал, хотя его твёрдость по Шору А была выше, чем у традиционных резиновых дукторов в красочном резервуаре. Какое-то время использовали обычные стальные валы, затем появились валы с механическим гравированием и хромированным покрытием, предотвращавшим быстрый износ. Для упрощения гравирования и обеспечения точных размеров, на стальные валы стали наносить медное покрытие. Некоторые производители перед завершающим хромированием добавляли и тонкий слой никеля для защиты от внутренней коррозии: тонкие хромовые покрытия отличаются пористой структурой.

Решить проблему чрезмерного изнашивания валов с высокой линиатурой должно было повышение стойкости поверхности. Union Carbide, специализирующаяся на выпуске порошкового оксида хрома и, позже, специальных составов для керамических покрытий, нашла метод улучшения прочности и износостойкости поверхности. Некоторое время на небольшие выгравированные механическим способом валы наносили керамическое покрытие.

Поскольку при механическом гравировании максимальное значение линиатуры ограничивалось 180 лин./см, стало очевидным, что для повышения её и качества валов необходим лазер. С лазерами CO2 и YAG добились линиатур 1000 лин./см и более высоких, хотя их практическая ценность до сих пор под вопросом. Если толщина хорошо заточенного ножа 25-30 мкм, то размер ячейки в подобном вале - 10 мкм, а толщина стенки - 2-3 мкм. Когда на 1 смІ приходится 1 млн ячеек, несложно догадаться, сколь велик износ.

Пионером в этой области стала Union Carbide. Первые же анилоксовые валы на рынок вывела Praxair. За ней последовали Harper (США), Wetzel, Zecher и Ungricht (все — Германия), бывшая Hiedemann (приобретённая Ungricht), Cheshire Engraving (Великобритания), Laserlife (Австралия), Pamarco (США и Великобритания), Simec и Rossini (Италия), Miller Graphics (Швеция), Sandon (Великобритания, позже выкуплена Praxair), United Engravers (США и Мексика), Stork Cellramic (США) и многие другие.

Практически все производители предлагают несколько типов анилоксовых валов — из обычной и нержавеющей стали, алюминия, композитного пластика, с хромовым и керамическим покрытием Silvercoat (Zecher).

Есть много способов изготовления традиционных анилоксовых валов — в т. ч. облегчённых их вариантов: анилоксовых гильз и индивидуальных разработок. В качестве покрытия применяют сталь, в т. ч. хромированную, хромированную гравированную медь, керамику (Cr2O2), в т. ч. нанесённую с помощью лазерной пушки.

Гравируют механическим способом, CO2- и YAG-лазерами или термальным. Возможна обработка поверхности для придания стойкости к воде и другим жидкостям.

Необходимо регулярно проверять реальный объём анилоксового вала, следить за красокопереносом.

Для этого пользуются разными технологиями и оборудованием:

  • "капельный" метод - URMI 1, Volugraph, Ravol и др.;
  • флуоресцентный метод - URMI 2;
  • метод лазерного сканирования - Lasertec, Leica и др.;
  • метод интерференции - Wyko;
  • метод измерения ёмкости - Microspace;
  • расчёт объёма с помощью микроскопа;
  • метод сканирования иглой.

К сожалению, техническая информация производителей зачастую не совпадает, а порой противоречива. Очень маленькие точки на печатной форме при современных линиатурах могут оказаться меньше ячеек анилоксового вала, что приведёт к их выпадению или непредсказуемому результату при печати.

Как уже не раз упоминалось в публикациях, главное — выдержать баланс между макетом, желаемым результатом, печатной формой и анилоксовым валом. Помните, что анилокс не относится к деталям, которые можно заказывать через Интернет, ориентируясь на краткую спецификацию. До сих пор у производителей нет чётких единых стандартов. Эффективность работы анилоксового вала сильно зависит от печатной машины, используемых красок, форм, алгоритмов растрирования, запечатываемого материала, скорости печати, условий в печатном цехе и других особенностей исполнения заказа.


Источник:  http://www.publish.ru/fsp/2005/06/

Возврат к списку


LIGUM  ??????????