Еще один взгляд в будущее рынка гофроупаковки

Должен сказать, что я отношусь с огромным уважением лично к Владимиру Александровичу, но, к сожалению, не согласен с оценками перспектив развития сектора гофроупаковки в России, даваемыми компанией «ГОТЭК», и дискуссия по этому вопросу у нас идет последние 5 лет.

В статье автор обращается к «внимательному читателю». Я хотел бы обратиться к руководителям и собственникам, имеющим интересы в целлюлозно-бумажной промышленности, а также к государственным служащим, занятым вопросами регулирования промышленности в России.

Почему я обращаюсь к такой аудитории в ответ на, казалось бы, совершенно безобидную статью, автор которой к тому же не настаивает на абсолютной истине своего анализа? Потому что, по моему мнению, изложенные в статье выводы - это не «неизбежное», а «желаемое» для автора будущее, и такое будущее не полезно и для нашей отрасли, и для страны в целом. Доклад автора я уже слышал на заседании Национальной конфедерации упаковщиков, и там ответил ему, что, признавая верность статистического анализа, приведенного в докладе, я совершенно не согласен с выводами.

Рассуждая о гофропроизводстве в России, необходимо добавлять информацию о ситуации, которая существует объективно. Также я добавлю свои личные субъективные наблюдения, оценки и некоторые факты. Сразу скажу, что все приведенные количественные оценки - усредненные. К тому же постараюсь не использовать специальных терминов, которые могут быть понятны только специалистам отрасли. Я также не буду вступать в дискуссию по чисто технологическим вопросам.

Итак, базовая информация.

Гофролист для изготовления гофрокоробов производится минимум из трех слоев картона. Картон может быть первичный – чисто целлюлозный (крафтлайнер) и вторичный – макулатурный (тестлайнер). В Европе около 70% гофролиста производится из тестлайнера и около 30% - из крафтлайнера, так как он в среднем на 25% дороже. Гофролист из крафтлайнера используется для изготовления упаковки премиум-класса и упаковки со специальными требованиями. В России ситуация обратная. Обусловлено это тем, что в советские времена строились крупные целлюлозно-бумажные комбинаты для производства целлюлозы и крафтлайнера. Использованию вторичного сырья в производстве упаковки, как и производству самой упаковки, должного значения не придавалось, и, поэтому в капитализм Россия вошла, практически не имея серьезного производства макулатурных картонов и с ничтожным объемом гофропроизводства.

За последние 15-18 лет в России стремительно росло потребление упаковки, возросли требования к ее качеству, и в ответ на спрос были построены в достаточном количестве современные гофропроизводства с современными перерабатывающими линиями. Рост объемов гофропроизводства базировался на избыточном производстве крафтлайнеров. Кроме растущих российских гофропроизводителей, в страну пришли крупнейшие мировые компании отрасли, такие как Stora Enso, Smurfit Kappa, SCA, и они тоже создали гофропроизводства. Также создали их и некоторые российские производители крафтлайнеров.

По мере насыщения российского рынка гофропродукцией, усилилась конкуренция между гофропроизводителями. Последние вынуждены были снижать издержки, и, естественно, появилось понимание – нужны макулатурные картоны.

Для справки, новое гофропроизводство на базе современного гофроагрегата с производительностью 150 млн. м2/год стоит от 20 до 45 млн. Евро (ценовой разброс в значительной степени определяется готовностью инфраструктуры площадки). Строительство новой бумагоделательной машины производительностью 200 тыс. т тестлайнера в год с новой инфраструктурой обойдется минимум в 200 млн. Евро.

Основу европейского рынка гофропродукции составляют:

  • Крупные, вертикально интегрированные компании с годовым оборотом 5-10 млрд. Евро, с объемом производства около 2 и более млрд. м2/год гофропродукции и с уровнем внутренней интеграции по всем стадиям технологического предела около 60% (сбор макулатуры, производство картонов - лайнеров, производство гофролиста и производство гофрокороба). То есть эти компании контролируют всю технологическую цепь и менее зависимы от поставщиков.
  • Средние компании с годовым объемом 600 - 800 млн. м2 гофропродукции, как правило, также с внутренней интеграцией не менее 60%.
  • Компании с объемом производства около 150 млн. м2 гофропродукции или меньше, которые могут не иметь собственного производства картонов и работать на закупаемых лайнерах или даже на закупаемом гофролисте. Как правило, эти компании производят или узкоспециализированную упаковку, ориентированную на конкретного потребителя, или же упаковку премиум-класса.

В свою очередь, российских гофропроизводителей на сегодня можно разделить на несколько групп:

  • Компании-гофропроизводители Stora Enso и «ГОТЭК» с объемом производства 300-400 млн. м2/год. Технологическая цепь этих компаний начинается с производства гофролиста.
  • Крупные региональные производители: Набережные Челны и Пермская бумажная компания - с объемом производства около 300 и 200 млн. м2/год соответственно. Эти компании имеют собственное производство тестлайнера и не имеют значительной внутренней интеграции по макулатуре.
  • Компания СФТ групп, представленная в нескольких регионах европейской части России, с объемом производства около 250 млн. м2/год. Единственная, имеющая внутреннюю интеграцию по всем стадиям технологического передела на уровне 60%.
  • Компании-гофропроизводители и конвертаторы с объемом производства до 100 млн. м2/год.

Итак, на рынке возник спрос на макулатурные картоны. Самостоятельно ни одна из российских компаний-гофропроизводителей не была в состоянии осилить проект по строительству новой бумагоделательной машины. Крупные целлюлозно-бумажные комбинаты имели и имеют проблемы с модернизацией своих основных производств, и это требует огромных инвестиций. Строительство машин по производству тестлайнеров для этих комбинатов не первоочередная задача.

У гофропроизводителей возникло несколько вариантов развития:

  • объединить усилия и совместно построить бумагоделательную машину;
  • закупать импортные картоны и добиваться отмены ввозных пошлин;
  • продолжать работать на крафтлайнере, покупать имеющийся на рынке России объем тестлайнера и ждать, пока кто-нибудь построит новые машины.

Вероятно, либо амбиции, либо иные обстоятельства не позволили нескольким гофропроизводителям объединиться, и развитие ситуации пошло по другим двум вариантам.

Теперь обратим внимание на российских производителей тестлайнеров. Некоторое количество фабрик на старом маломощном оборудовании в России все-таки было и есть. Эти производители, медленно, но упорно делали модернизацию своих машин, повышали качество продукции, старались максимально удовлетворить запросы гофропроизводителей. Они, также как и гофропроизводители, не нашли в себе сил объединиться, но они подрастали и почти все наращивали объемы и строили машины, маленькие и средние по российским меркам – до 70 тыс. т/год.

Поставили машины «Окуловская бумажная фабрика», «Донская гофротара», «Пермская бумажная компания», «Объединенные бумажные фабрики» и другие. Сегодня также объявлены проекты строительства бумагоделательных машин: «Объединенные бумажные фабрики» - 200 тыс. т/год, СФТ групп - 250 тыс.т/год, и ряд менее масштабных проектов. Продукция этих машин по энергозатратам, удельным нормам и своему качеству соответствует среднеевропейскому уровню. Также у этих машин есть возможность выпускать достаточно широкий ассортимент продукции по граммажам и форматам. Срок окупаемости этих проектов с момента запуска машин - 5-7 лет.

Теперь хочу упомянуть о горизонте планирования. В декабре 2010 года в Вене я встречался с г-ном Кордом Принцхорном (владельцем компании Hamburger Group - одного из крупнейших европейских производителей гофропродукции) и рассказывал о планах СФТ групп построить бумагоделательную машину. На что г-н Принцхорн задал мне вопрос: «А какой у Вас горизонт планирования?» - и я ответвил, что 10 лет. Он согласился с тем, что планируемая к строительству машина даже по европейским меркам в течение 10 лет будет актуальна. Однако он также отметил, что у них, в компании со 150-летней историей, горизонт планирования составляет 30 лет, и новые машины должны сохранять свою актуальность как минимум на этот срок.

Решая вопрос с банками по финансированию строительства бумагоделательной машины, СФТ групп обратилась к гофропроизводителям с просьбой подтвердить объем потребности в тестлайнерах, начиная с 2013 года. Все российские гофропроизводители, включая подразделения производителей крафтлайнеров и иностранных компаний, подтвердили свою заинтересованность с комментарием: «Очень хорошо! Чем больше вы будете производить тестлайнеров, тем ниже будет его цена».

Гофропроизводитель, не подтвердивший потребность в тестлайнерах официально, - это компания Stora Enso. Мотив следующий: в настоящее время компания строит большой завод по производству тестлайнера в Польше и планирует с момента вступления России в ВТО поставлять этот тестлайнер в Россию.

Теперь можно переходить к итогам и выводам.

Как я уже говорил, г-н Чуйков нарисовал скорее не «неизбежное», а «желаемое для себя» будущее, и упомянутый горизонт планирования в 2-3 года очень мал: надо смотреть гораздо глубже. Россия интегрирована в мировой рынок, и отечественные цены на все виды лайнеров неизбежно коррелируют с мировыми ценами. Если рассмотреть сценарий г-на Чуйкова, то, на мой взгляд, компания «ГОТЭК» столкнется с теми же проблемами, которые имеет сейчас, и один из вариантов их будущего - это покупка «ГОТЭКа» компаниями уровня Stora Enso, Hamburger Group или кем-то еще. Я думаю, что акционеры компании «ГОТЭК» именно этот вариант считают желаемым. Это нормальный бизнес. Не надо этого стесняться - надо честно признаться, в первую очередь - самому себе, что такая цель имеется. Цель эта реальна. В Европе есть большое избыточное производство тейстлайнеров, и европейские гофропроизводители с удовольствием придут на российский рынок, в том числе и через приобретение российских компаний. Казалось бы, да и что с того - придут менеджеры, которые имеют другие горизонты планирования, другой технологический опыт, и такие процессы надо только приветствовать. Такие положительные примеры мы видим как в нашей отрасли, так и в других, например, в автомобильной. Но то, что хорошо для отдельной компании «ГОТЭК» и для ее акционеров, не совпадает с интересами отрасли и других участников этого рынка. Ситуация в нашей подотрасли - совершенно особенная. В случае с автомобильной промышленностью в России создаются новые высокотехнологичные рабочие места, и от сборочных производств планируется переходить к местному производству комплектующих, а затем - к полноценному производству автомобилей целиком. В тоже время нам предлагается оказаться от развития гофропроизводств со всеми стадиями технологического передела и остановиться только на «сборке». Здесь я хочу обратить внимание, что производители тестлайнера на каждое рабочее место в своем производстве обеспечивают 5 рабочих мест в сопутствующей им инфраструктуре. Это сбор и первичная переработка макулатуры, это производство энергии и транспорт, это строительство, и так далее. Кроме того, собственное производство тестлайнера - это решение экологических проблем и сохранение русского леса.

Лозунг «заграница нам поможет» - это не наш случай.

Думаю, что РАО «БУМПРОМ», Национальной конфедерации упаковщиков и другим отраслевым общественным организациям нужно приложить максимум усилий, чтобы при вступлении России в ВТО обеспечить производителям гофротары и тестлайнера защищенный мягкий переходный период с сохранением ввозных пошлин на 5-7 лет. Это нужно для того, чтобы те «сумасшедшие», кто берется инвестировать в такие технологически сложные и трудноокупаемые проекты, как строительство бумагоделательных машин, чувствовали бы и понимание, и поддержку государства. А реализация всех этих проектов обеспечит государству и дополнительные налоговые поступления, и дополнительные рабочие места.

Редакция портала Unipack.Ru призывает всех, кому небезразлична тема пути развития гофроиндустрии, высказывать свои мнения и предложения в комментариях под статьей.


Автор: Председатель наблюдательного совета СФТ групп Штейнберг А.В.


Источник:  http://unipack.ru

Возврат к списку


??????? ????? ?????? ? ???????? ??????????