Рынок тарных картонов: еще одна точка зрения

Пермская ЦБК – одно из предприятий, которое работает как на рынке готовой продукции – гофроупаковке, так и на сырьевом рынке, реализуя картон плоских слоев и бумагу для гофрирования.

Андрей Михайлович, судя по имеющейся информации, рынок тарного картона и гофроупаковки перешагнул опасную черту и выходит из кризиса…

Несмотря на отсутствие стабильности, которую мы все наблюдали в конце прошлого года, гофроупаковочная отрасль закончила 2010 год с положительной динамикой. К началу 2011 года сформировался пул игроков, которые задают тенденции в отрасли. Это, прежде всего, интегрированные компании - Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат, Пермская целлюлозно-бумажная компания, группа Илим, Архангельский ЦБК, СФТ Групп и некоторые другие. Это компании, которые на сегодняшний момент смогли сосредоточить в активе достаточно качественный набор оборудования, примерно одинакового уровня, к тому же все они имеют собственную сырьевую базу, одни производят макулатурные, другие целлюлозные картоны. То есть, выпускать качественную гофрокоробку, обеспечивая внутренний рынок, сейчас могут фактически все эти ведущие игроки.

Есть в нашей отрасли и ряд крупных компаний, которые, не имея собственного сырья (ГОТЭК, Stora Enso и другие) создают некоторую нервозность на рынке, периодически поднимая вопрос о нехватке на рынке России качественных картонов и невозможности качественного развития отрасли без привлечения импортного сырья.

Каковы, на Ваш взгляд, главные тренды текущего года?

Прежде всего, идет восстановление спроса на гофроупаковку. Судя по прогнозам аналитиков, экономика России выходит из кризиса. Это значит, что рынок, на котором мы работаем, будет развиваться динамично, хотя, быть может, и не такими темпами, как хотелось бы.

Основные производители гофроупаковки постараются максимально загрузить свои мощности. Это даст возможность стабилизировать, в том числе, и цену на нашу продукцию.

В ближайшее время ожидается оживление мелких и средних производителей гофроупаковки. Хотя делать прогноз относительно их будущего довольно сложно, поскольку такие предприятия, на мой взгляд, больше руководствуются привязкой к определенным клиентам на конкретной территории. А если учесть, что предыдущие полгода они вели себя достаточно нестабильно, то основные крупные заказчики могут побояться контрактоваться с мелкими компаниями, даже если они и будут предлагать низкие цены.

В принципе эта ситуация должна положительно повлиять на стабилизацию бизнеса крупных компаний.

А если говорить о направлениях развития собственно упаковки?

Несмотря на то, что кризис вроде бы закончился, мы не пришли к уровню 2007-2008 года, когда основная доля упаковки приходилась на продукты среднего и высокого ценового сегмента. Сейчас мы работаем в ценовой нише средний и средний плюс, но еще достаточно большой процент занимает упаковка эконом-класса.

Поскольку цены на тарные картоны продолжают расти как в России, так и за рубежом, тенденция увеличения цен на гофроупаковку также сохранится. Хотя возможны некоторые ценовые колебания, с учетом того, что в данном сегменте работает значительное количество мелких производителей.

Насколько российские предприятия соответствуют сегодняшним запросам потребителей, которые уже начинают ориентироваться на мировые стандарты в этой сфере?

Наверное, те компании, что имеют определенную историю работы на этом рынке. Те, что сформировали привлекательную репутацию в глазах партнеров. Те компании, которые во время кризиса показали себя стабильными, надежными поставщиками, не подвели своих потребителей в условиях экономического спада.

В частности, для того, чтобы все эти спады сглаживать, наше предприятие приняло специальную интеграционную программу, в рамках которой мы организовали собственные склады по приемке макулатуры в Перми, Екатеринбурге, Челябинске, Ижевске, Уфе, где наши представители собирают для нас сырье.

Компания гарантированно обеспечена сырьем, как одним из основных составляющих производственного процесса.

Кроме того, мы прорабатываем вопрос самостоятельного снабжения производства электроэнергией, что обеспечит нам в перспективе конкурентные преимущества.

Персонал предприятия имеет высокую квалификацию, у нас есть династии, где четыре, а то и пять поколений семей работают на нашем производстве. Подготовлена программа по подбору персонала, заключены соглашения с университетом, с тремя техническими учебными заведениями, где внедрены специализированные программы подготовки молодых специалистов для отрасли. То есть, все основные компоненты, необходимые для изготовления качественной гофроупаковки, для нас – не вспомогательный бизнес, они включены непосредственно в структуру холдинга. Это позволяет нам все изменения на рынке проходить достаточно гибко.

Но проблема качества отечественного тарного картона, тем не менее, реально существует?

У нас стоит самый современный гофроагрегат итальянской фирмы, Фосбер. Но прежде, чем его приобрести мы испытывали свое сырье за рубежом, на подобных агрегатах. Испытания показали, что картон и бумага нашего производства вполне подходит для работы на высокоскоростных машинах. Более того, как показывает двухлетняя практика, наш гофроагрегат на нашем же сырье работает на скоростях, которые ничуть не ниже, чем на европейском сырье. Это доказывает, что, инвестируя в европейское оборудование, при наличии нашего сырья, мы можем делать продукцию, соответствующую всем российским ГОСТам и европейским стандартам.

Это подтверждают наши партнеры, среди которых такие лидеры российского рынка, как «Nestle», «Солнечный продукт», «Henkel», Нижегородский жировой комбинат,компания «МахеевЪ», которые используют нашу продукцию в качестве упаковки для своего конечного продукта.

Еще одна европейская тенденция – снижение граммажа гофроупаковки. Такая тенденция, безусловно, важна для европейского рынка. А вот для российского рынка эта тема, на мой взгляд, далеко не так актуальна. И дело тут не в качестве наших отечественных картонов. Уменьшение граммажа совершенно объективно приводит к снижению прочности гофропродукции. С учетом того, что среднее расстояние в Европе – 100-150 км доставки продукции до потребителя, а дороги там – не чета нашим, то их запросы на снижение этого показателя вполне оправданы. В России среднее расстояние поставок - до шестисот километров и даже больше, а качество дорог обсуждению не подлежит. Поэтому нужно ли нашему внутреннему рынку уменьшение граммажа в принципе, большой вопрос. Несомненно, для каких-то продуктов это актуально и оправданно, но говорить о снижении граммажа, как о тенденции развития российского рынка, я бы не торопился.

А как быть с прогнозом о том, что интегрированные компании теряют свою конкурентоспособность на рынке, о чем, в частности, говорится в статье Председателя Совета директоров ОАО «ГОТЭК» В.А.Чуйкова?

Если следовать предложенной логике, то можно сказать: зачем вести речь о каких-то макулатурных комбинатах, о лесе, об экологии, о моногородах вокруг многих ЦБК? Надо просто поставить современное оборудование по выработке гофротары и работать на импортном сырье. И без лишних проблем укладываться в современные тренды мирового рынка по качеству и дизайну упаковки.

Взять к примеру наше предприятие. В «Пермской целлюлозно-бумажной компании» работает более 2 тысяч человек, причем, большая часть из них занимается именно сырьевой составляющей. С 2005 года мы вложили в развитие компании значительные средства. В настоящее время выпускаем продукт, который соответствует всем качественным стандартам, которые приняты на территории России. У нас огромное число клиентов, которые удовлетворены ассортиментом и качеством нашей продукции.

Нашему комбинату уже более 50 лет. Но мы стремимся расти, создавать новые рабочие места, что исключительно важно для страны в целом. Можно, конечно, под удобным предлогом остановить все устаревшие отечественные ЦБК, открыв вместо них суперсовременные предприятия, работающие на импортном сырье. Но есть ли смысл Россиидавать обратный ход, уничтожая отрасль? Это экономически нецелесообразно и опасно в социальном смысле.

Во-первых, страна попадает в зависимость от зарубежных производителей сырья, обладая при этом одним из самых богатых ресурсов - древесиной. Она лишается возможности управлять своими лесными фондами, поскольку потребители древесины, в том числе и ЦБК, вкладывают средства в возобновление лесов.

Потребляя макулатуру, отрасль участвует в очень серьезных экологических программах, связанных с вторичной переработкой сырья.

Немаловажное значение имеет и налогооблагаемая база, для страны и региона целесообразнее получать налоги с предприятия, на котором работают 2 тысячи человек, чем с фирмы, где заняты, условно говоря, 400 специалистов. Это – социальный аспект проблемы.

Нельзя не отметить и общеевропейские тенденции. По данным аналитической корпорации RISI, задача, которую ставят перед собой основные игроки – это как раз вертикальная интеграция. Причем, они начинают даже не с сырья, а инфраструктуры. К примеру, начинают вырабатывать сами для себя электрическую и тепловую энергию, сжигая отходы производства или переходя на древесные гранулы; оптимизируют затраты таким образом, чтобы добавленная стоимость была привлекательной с точки зрения инвестиций.

Мы развиваемся примерно по такому же сценарию, поскольку хотим развивать нашу отрасль.

Нам сегодня стоит говорить о развитии российского рынка, отечественного производителя, приоритета национальных интересов. Иначе нас завалят бумагой и картоном из Европы. А российские ЦБК просто перестанут существовать.


Источник:  http://www.bumprom.ru/

Возврат к списку


??????? ????? ?????????? ????