Состояние и перспективы развития российского рынка упаковки из гофрокартона в 2011 году

В ходе круглого стола "Состояние и перспективы развития рынка упаковки из картона и гофрокартона", прошедшего на выставке "Росупак-2011", председатель совета директоров группы предприятий "ГОТЭК", вице-президент Национальной конфедерации упаковщиков Владимир Чуйков выступил с докладом, в котором было рассмотрено недалекое будущее сегмента гофроупаковки и сопутствующих ему рынков. Напомним, что один из вариантов прогноза рынка гофропродукции на 2011 год строился с учетом высокой корреляции ВВП, розничного товарооборота (РТО) и потребления гофрированного картона и упаковки из него.

Согласно прогнозу МЭР РФ на 2010-2013 гг., рост ВВП оценивался на уровне от 3,9 до 4,5%. Основным драйвером экономики должен был стать внутренний спрос. В качестве ключевых факторов, определяющих прогнозируемую динамику развития потребления в 2011 году, озвучивались:

  • рост доходов населения, рост занятости, влияние фактора отложенного спроса;
  • расширение кредитных возможностей и инвестиционной активности;
  • развитие отечественной ресурсной базы за счет государственной поддержки;
  • применение инновационных технологий и модернизация оборудования перерабатывающей промышленности;
  • восстановление строительства;
  • снижение импорта продовольственных товаров и товаров длительного пользования в розничных сетях.

Таким образом, прирост рынка гофропродукции, соответствующий базовому сценарию роста ВВП и РТО, в 2011 году должен был составить около 6% или порядка 200 млн. м2 в натуральном выражении. С учетом изменений Росстатом базы 2010 года (дополнительный объем по результатам года может составить 90 млн. м2), объем прироста аналогичными темпами в натуральном выражении мог бы равняться 220 млн. м2 (таблица 1).

Исходя из фактической динамики ключевых факторов развития экономики в I квартале 2011 года, был также сформирован сдержанный прогноз, который подразумевал прирост рынка не более 2%. После непродолжительного роста в январе, в дальнейшие месяцы потребление гофропродукции можно охарактеризовать как стагнацию на уровне 1,5-2% к уровню 2010 года (рис. 1).

Тем не менее, в соответствии с изменениями реальной экономической ситуации, несмотря на сохраняющуюся угрозу стагнации экономики, наиболее реалистичным вариантом прогноза в 2011 году является прирост потребления гофропродукции на 3,5% к уровню 2011 года до 4 020 млн. м2 (таблица 2).

Анализ ситуации на рынке тарных картонов

В 2010 году в России было произведено 2422 тыс. тонн тарных картонов (ТК) всех видов. При этом только часть из них способна обеспечить высокую эффективность переработки на современном производстве гофропродукции (таблица 3).

В соответствии с прогнозом, в 2011 году в РФ будет произведено 2 648 тыс. тонн тарных картонов, при этом порядка 185 тыс. тонн будут неэффективны для технологической переработки на современных мощностях по физико-механическим характеристикам и предлагаемым форматам. С учетом экспорта (оценочно - 568 тыс. тонн), при потребности в 2 130 тыс. тонн, предложение эффективных картонов на внутренний рынок составит 1 895 тыс. тонн.

С учетом удаленных от центра потребления производств, продукцию которых можно считать «условно доступной», существующие мощности не могут обеспечить спрос в качественных тарных картонах, эффективных при использовании на современном гофрооборудовании.

По сообщениям ресурса «Леспром», «загрузка производственных мощностей в ЦБП Архангельской области достигла 93%, мощности Котласского ЦБК загружены на 94%, мощности Архангельского ЦБК - на 90%».

Характеристики конкурентоспособности по себестоимости отечественных производителей ТК в сравнении с мировыми производителями тарных картонов оцениваются следующим образом:

  • несмотря на то, что тарифы на электроэнергию в России ниже на 30%, энергопотребление на российских ЦБК выше в 3,3 раза;
  • производительность труда ниже в 6 раз;
  • цены на макулатуру в России сопоставимы с EU;
  • рост цен на лес будет происходить и далее;
  • рациональное ведение лесного хозяйства может дать ощутимый эффект от внедрения передовой технологии только через 5-10 лет;
  • увеличение цен и тарифов на энергоносители и грузоперевозки будет происходить и далее;
  • увеличение затрат на персонал будет происходить и далее;
  • в РФ средняя протяженность лесных дорог составляет 1,2 км на тысячу га леса (в Европе и США - 10 и 40 км).

Себестоимость ТК в России выше, чем за рубежом, и заградительная пошлина практически не защищает «технологическое и экономическое отставание» российских производителей. Соотношение $/€ создает давление американских тарных картонов на европейский рынок. Расширение предложения европейских картонов на российский рынок неизбежно в перспективе двух-трех лет.

На первом этапе импорт решит количественную задачу – восполнит недостающее количество эффективных ТК.

На втором этапе импорт «закроет» неэффективные производства ТК.

Таким образом, старые мощности ЦБП не смогут удовлетворить увеличивающееся потребление эффективных, с точки зрения рынка, тарных картонов. Корень проблем - в устаревших технологиях, недостаточных инвестициях и увлеченности проектами в смежных областях. В этих условиях возникновение дефицита соответствующих возрастающим требованиям потребителей ТК неминуемо.

Существует целый ряд проектов по строительству и модернизации мощностей ЦБП (таблица 4). Смогут ли новые мощности удовлетворить возрастающие требования потребителей?


Автор: Владимир Александрович Чуйков, председатель совета директоров ГП "ГОТЭК", вице-президент НКПак

Источник:  http://unipack.ru

Возврат к списку


??????? ????? ????????????? ?????