Современная качественная жестяная упаковка: перспективный сегмент

Стоит также отметить, что кризис вызвал падение рассматриваемого нами сегмента металлической упаковки более, чем на 12%, что достаточно существенно - но аналитики сходятся в том, что умеренный рост сектор все же покажет.

Основными сегментами рынка, где активно применяется металлическая упаковка, являются следующие:

  • индустрия напитков (пиво, слабоалкогольные и безалкогольные напитки);
  • индустрия консервированных продуктов питания (консервированные мясные и рыбные изделия, овощи и фрукты, питание для животных);
  • индустрия укупорочных колпачков и крышек для различных напитков и продуктов питания.

В индустрии напитков основным типом упаковки уже давно является алюминиевая банка. В алюминиевой банке напиток сохраняет свои вкусовые качества значительно лучше, чем в пластиковой или стеклянной таре, так как она непрозрачна, а алюминий надежно защищает продукцию от вредного воздействия окружающей среды.

Сферы применения жестяной тары:

  • Консервные банки. Тара из жести легко выдерживает высокотемпературную стерилизацию продукта. Однако наряду с этим есть и недостаток — невозможность использования жестяных упаковок для разогрева в микроволновой печи.
  • Тара для лакокрасочных материалов.
  • Тара для нефтехимических продуктов.
  • Крышки для стеклянных банок.
  • Аэрозольные баллоны с различным содержимым.
  • Художественно оформленная тара из жести, применяемая для продажи кондитерских изделий или чая.
  • Крышки для пивных бутылок.
  • Баночки для хранения косметических продуктов.
  • Баночки для гуталина.
  • Банки для клея.

В настоящий момент в индустрии консервированных продуктов преобладают два типа материалов: алюминий и жесть. Существует четкая градация - чем ниже цена продукта, тем чаще для его упаковки используется жесть. Если же продуктовая ниша высококонкурентна или требует повышенных норм по сохранению качества продуктов, производители в большинстве своем используют алюминиевую тару. Например, большинство кормов для домашних животных среднего и высшего ценового диапазона упаковано в алюминиевую банку.

Сегмент металлической упаковки, как в мире, так и в России, занимает около 10% рынка тары. В России существует предубеждение, что металлическая упаковка негативно сказывается на вкусовых качествах продуктов. Однако независимые исследования и сам опыт использования этой упаковки показывают, что это не совсем верно – в качественной металлической таре продукты сохраняются прекрасно. Однако стоит отметить, что из всего «металлического» сегмента наименее предпочтительной признается жестяная банка, так как при неподобающем качестве она может нанести вред продукту.

Тем не менее, в России большинство предприятий всё ещё использует паяные жестяные банки. Производство современных жестяных банок началось в 2002 году, когда первое подобное предприятие было открыто в Калининградской области. Однако от 30 до 50% консервов в зависимости от региона по-прежнему фасуется в паяную. Это происходит из-за потребности предприятий в экономии - или даже в силу привычки.

Паяную жестебанку делают небольшие предприятия по изготовлению металлической упаковки с объемом производства не более 300 тыс. банок в месяц. Они удовлетворяют потребности малых региональных мясоперерабатывающих комбинатов и цехов, доля которых в целом по стране пока еще существенна. Лидирующие производители металлической банки давно отказались от устаревшей технологии, но они, как правило, работают с крупными клиентами (объем заказа — более 500 тыс. банок). И если сейчас в российской консервной промышленности ввести запрет на производство паяной банки, то во многих регионах сразу возникнет острый дефицит на жестяную упаковку - тем более что в некоторых местах он и так уже существует.

В то же время крупнейшие производители консервов стали задумываться над качеством своей продукции. При развитии этой тенденции видится, что со временем они обратят внимание на упаковку – и станут в большем количестве использовать алюминиевые банки.

В настоящее время сложно прогнозировать развитие этого сегмента рынка даже на ближайшее время. По мнению некоторых экспертов, в 2010 году произошла некоторая стабилизация, после чего может начаться небольшой рост.

Дальнейшее распространение упаковки из белой жести в глобальном смысле будут все же определять европейские производители, так как их уровень технологий и разработок в этой области гораздо выше отечественного. Основные тенденции последующих лет заключаются в утончении белой жести, снижении веса консервных банок, комбинировании этого материала с другими, экспериментах с формами банок, упрощении штамповки консервов и увеличении доли вторично используемого сырья.

Кроме того, в последние годы рынок металлической упаковки активно регулируется государством, что привело к падению импорта банки, но, в то же время, стимулировало активные финансовые вложения в расширение отечественного производства. К негативной стороне государственного вмешательства можно отнести значительный рост цен на банки в 2007 году.

В последние годы продолжает наблюдаться небыстрое сокращение импорта, отечественные производители пока не способны полностью удовлетворить спрос на качественную жестяную упаковку. Поэтому импорт необходим и по сей день, и цены на импортную жестяную тару, скорее всего, будут расти.

Немаловажным фактором является и то, что в настоящее время происходит изменение структуры потребления в консервной промышленности: увеличивается доля дорогих консервов, упакованных в современные банки с крышками easy-open, в то время как доля дешевых уменьшается. Значит, продолжится и движение сегмента металлической упаковки в сторону отказа от устаревших технологий.


Автор: Ксения Штарева, ведущий эксперт ИА КредИнформ

Возврат к списку


??? ?? "??? ???????" - ??????????? ????? Ligum ? ????????? ?????