"Зеленое" будущее для алюминиевой банки

Не будем вдаваться в историю и утомлять читателя статистическими подробностями. В этот юбилейный год хочется поговорить о будущем алюминиевой банки, причем в одном из самых животрепещущих аспектов темы – экологическом.

Развитие российского рынка напитков в последние полтора десятилетия демонстрирует нам постепенное укрепление сегмента алюминиевой банки. Это неудивительно, учитывая высокие потребительские качества данного вида тары, а также предоставляемые им определенные производственные преимущества (в производстве применять банку примерно в 3,5 дешевле, чем стеклянную бутылку, при том что стоимость единицы тары у стеклобутылки ниже). И ничто не указывает нам на то, что процесс этот может остановиться.

Правда, устойчивость данной тенденции всецело будет зависеть от маркетинговой стратегии производителей (а российский рынок практически полностью обеспечен отечественной банкой). Помните, как несколько лет назад производители банок Rexam и «РУСАЛ» (последний, как известно, впоследствии продал свой баночный бизнес первому) объединили усилия и провели широкомасштабную рекламную кампанию «пива в индивидуальной упаковке»? Тогда им удалось убедить пивоваров в том, что банка – это очень хорошо. И российские пивоваренные компании одна за другой стали дополнять свои продуктовые линейки баночным пивом. Так же агрессивно производителям алюминиевой тары следует вести себя на рынке и в будущем, тем более, что производственные мощности обещают расти быстрее, чем спрос (имеются в виду проекты компаний Ball и Can Pack). Да, банка заняла прочное место на рынке пива, сладких газированных напитков, слабоалкогольных коктейлей.

При этом резервы роста поистине неисчерпаемы. Ведь совершенно недостаточно охвачены активностью банкопроизводителей такие сегменты, как квас и особенно минеральная вода. И совсем плохо (то есть никак) обстоит дело в таких сегментах, как негазированная питьевая вода, соки, нектары, соковые напитки, молочные напитки, вино, крепкий алкоголь. «Водка в алюминии – это невозможно!» заявят многие, едва ли не все. А скажи вы кому-нибудь лет эдак тридцать назад, что квас будут разливать не в стеклянные, а в алюминиевые банки, вас бы на смех подняли. То есть решение вопроса о появлении сока в такой упаковке в наибольшей степени зависит от того, насколько компаниям, выпускающим банки, удастся найти пути к умам производителей напитков и сердцам потребителей.

Итак, преисполнимся оптимизма и будем ждать от банки устойчивого роста. В бытовом плане это, к сожалению, приведет к увеличению объемов алюминиевого бытового мусора. Это неудивительно, учитывая вопиюще равнодушное отношение властей и значительной части сограждан к экологической проблематике и элементарной бытовой культуре. А ведь банка разлагается в земле целых 80 лет. Выхода нет? Выход, конечно же, есть.

Дело в том, что алюминиевая банка по сравнению с другими видами тары дает при рециклинге наибольший экономический эффект. Это связано и с высокой стоимостью самого материала – алюминия, и с серьезным сокращением энергозатрат при вторичном использовании банки, и в существенном снижении вредных выбросов в атмосферу.

Сейчас, когда отечественный рынок напитков еще нельзя назвать сформировавшимся, а на рынке банки, говоря по сути, оперирует компания-монополист (Rexam), у производителей (точнее, производителя) алюминиевой тары просто нет реального экономического стимула осваивать технологии рециклинга. Но такой стимул, вне всякого сомнения, появится, когда рынок напитков станет более устойчивым, а следовательно, темпы его роста замедлятся, и на рынке банки появятся новые реальные игроки, а конкуренция заставит производителей снижать затраты.

Конечно, наладить сбор отслужившей свое тары будет непросто. Ведь на этом поле компаниям, специализирующимся на выпуске банки, придется конкурировать с пунктами приема цветных металлов. Однако в этом случае может помочь простой ход: введение своего рода «рециклингового залога» (нечто подобное было введено несколько лет назад в Германии). Отпускная стоимость банки увеличивается, скажем, на 2 рубля, которые покупатель получает обратно при сдаче опорожненной тары. В таком случае повышение розничной цены не отпугнет потребителя, а наиболее рачительных такая система побудит сдавать банки «за себя и за того парня». К сожалению, при организации схемы рециклинга «баночникам» придется рассчитывать только на себя, поскольку власти занимаются экологией по остаточному принципу или небескорыстно. Чего стоит качество вялых и показушных кампаний московского правительства по раздельному сбору мусора и организации сбора алюминиевых банок и ПЭТ-бутылок в «Фандоматы» (впрочем, о самом автомате нельзя сказать ни единого дурного слова)?! Но это не беда. Бизнес уже давно привык не ждать от чиновников никакой поддержки и справляться со своими задачами самостоятельно.

Ну, что же, пора подвести итоги. Как нам представляется, в обозримом будущем (хотя, разумеется, не завтра) сама логика развития рынка и простой экономический расчет приведут производителей алюминиевой банки к необходимости использования «зеленых» технологий. И тогда этот вид упаковки окажется одним из самых экологически «грамотных» в России. А этот факт в свою очередь создаст дополнительные маркетинговые возможности для продвижения алюминиевой банки на отечественном рынке напитков.


Автор: Евгений Давыдов

Источник:  http://unipack.ru

Возврат к списку


??????? ????? ????????????? ?????