Какие специалисты нужны упаковочной отрасли?

Общая ситуация в упаковочной отрасли РФ

Как известно, процессы производства и обращения упаковочной продукции, этикетирования, маркировки и идентификации любых выпускаемых товаров – важнейшие инструменты рыночной экономики. Российский упаковочный рынок, в результате бурного развития за последние 15 лет, вошел в число 10 крупнейших мировых упаковочных рынков и занимает одно из ведущих мест в российской экономике. Его оборот в 2011 г. превысил 450 млрд. руб.

В производстве упаковочных материалов, изделий и оборудования в России, по некоторым данным, занято от 3 – до 5 тыс. предприятий. При этом значительная часть их оснащена современным технологическим оборудованием, позволяющим обеспечить отечественную промышленность и торговлю тароупаковочной продукцией требуемого качества и ассортимента практически в полном объеме.

К сожалению, специалистов по проблемам, связанным с производством и обращением тароупаковочной продукции в СССР и в перестроечные годы в нашей стране никогда и нигде не готовили. Ни в одном (!) вузе страны до 1995 г. не было даже курса, так или иначе связанного с проблемами упаковки, этикетирования, маркировки, идентификации и защите от подделок продукции выпускаемой какой-либо отраслью.

Одним из итогов сложившейся ситуации, а также из-за отсутствия законодательной базы в сфере упаковки, стало значительное отставание экономики России от многих других стран мира и практически полная зависимость сферы упаковки (и, как следствие, производства продуктов питания) от западных стран и, в первую очередь от конкурентов на мировом рынке. При этом многие российские продукты и товары, иногда, при достаточно высоком качестве, но при низком уровне упаковки, не способны конкурировать с зарубежными товарами даже на собственном рынке.

Другим итогом сложившейся ситуации является отсутствие в системе управления высшего и среднего звена (в т.ч. в министерствах и ведомствах) специалистов, знающих проблемы обращения упаковочной и этикеточной продукции, способных эффективно использовать этот инструмент рыночной экономики. И, таким образом способствовать повышению конкурентоспособности продукции, выпускаемой российскими предприятиями, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Таким образом, эта уникальная отрасль в России слабо консолидирована. У нее в настоящее время нет системного или программного развития, должной координации с планами развития других отраслей экономики.

В этих условиях в середине 90-х гг. ХХ в. в системе высшего образования России впервые была создана новая учебная специальность – «Технология и дизайн упаковки». При этом «школа» подготовки специалистов новой специальности в стране на этот момент отсутствовала. Не было программ обучения, не было учебников и учебных пособий, справочников и словарей.

В сфере обращения упаковки, как известно, заняты не только предприятия – ее производители. «Жизнь упаковки» начинается с научных и маркетинговых исследований (включая социальные, культурологические, экологические и информационные проблемы), конструирования и дизайна (кстати, оформление упаковки – это прикладное искусство), многочисленных технологий производства и упаковывания, торговли (в т.ч. экспорта и импорта) и кончается проблемами утилизации отходов упаковки.

В начале было «Слово»

Эта первая строка из книги Нового Завета в значительной степени подходит к ситуации, связанной с проблемами упаковки в нашей стране. Под «Словом» в данном случае надо понимать, что в начале создания и развития упаковочной отрасли российской экономики (до сих пор не признанной государством), - должна быть информация. В некоторой степени можно считать, что рождение в 1990 г. межотраслевого журнала «Тара и упаковка» было «счастливой случайностью» и стало, в некотором роде, тем самым «Словом».

Несмотря на последовавшие в начале 90-х гг. трудности издательского дела и экономические кризисы 1998 и 2009 гг., несмотря на отсутствие государственной поддержки и отсутствие (юридическое) упаковочной отрасли (и даже, вопреки эти причинам), журнал «Тара и упаковка» продолжает издаваться, и остается необходимым информационным источником, как для студентов профильных специальностей, производителей и потребителей тароупаковочной продукции, так и специалистов торговых сетей и экологов.

Однако, к сожалению, этого «Слова» оказалось недостаточно. Ведь те, от кого сегодня зависит юридическое признание новой отрасли нашей экономики, зависят ее поддержка и дальнейшее развитие, журнал «Тара и упаковка» - не читают. Зато они читают газеты, популярные (массовые и гламурные) журналы, смотрят телевизор, слушают радио.
При этом профессиональные журналисты, иногда пытающиеся рассказывать читателям о проблемах упаковки, практически знакомы с этой темой лишь понаслышке, или «по прилавкам супермаркетов» и зачастую, из-за незнания темы, зачастую просто дезинформируют читателей.

Поэтому на кафедрах журналистики и издательского дела МГУ, МГУП и других университетов и колледжей необходимо ввести курс, связанный с обращением упаковочной и этикеточной продукции, как промышленного, торгового, социального, культурологического и экологического явления.

Новой отрасли необходима научная и аналитическая база

В инфраструктуре упаковочной отрасли России имеется ряд научно-исследовательских институтов. Среди них можно отметить НИИ бумаги (ЦНИИБ), НИИ консервной промышленности (ВНИИКОП), НИИ хранения (при Комитете по запасам), Научно-исследовательский и экспериментально-конструкторский институт тары и упаковки (НИЭКИТУ) и др. Отделы по упаковке имеются в ряде отраслевых НИИ. Научно-исследовательские лаборатории и отделы имеются при некоторых университетах России.

Работа этих НИИ ни кем не координируется. Специалисты, работающие там и занимающиеся аналитикой и исследованиями в области упаковки – чаще всего специалисты, учившиеся и начинавшие работать еще в СССР, в условиях плановой «социалистической» экономики. Пополнения выше перечисленных НИИ молодыми кадрами (будущими учеными) практически нет, - из-за отсутствия финансирования, законодательства и слабой информатизации.

К сожалению, на государственном уровне ни научно-исследовательскими работами, ни статистикой и аналитикой, ни экономикой тароупаковочного хозяйства, ни их координацией, по данным журнала «Тара и упаковка», в России вообще никто не занимается…

Здесь необходимо совершенно новое поколение специалистов, которые смогли бы заниматься развитием научных и аналитических исследований в сфере упаковки. Для этого при кафедрах упаковки необходимо создавать научно-исследовательские и информационно-аналитические студенческие отделы и лаборатории, способные решать выше обозначенные проблемы и являющиеся базовыми структурами для возрождения работы НИИ в новых условиях.

Экономика тароупаковочного хозяйства

Даже в Советском Союзе специалисты знали об огромных потерях продукции АПК из-за отсутствия развитой упаковочной отрасли. Именно поэтому в системе Госснаба существовало Управление «Союзглавтара», вышеупомянутый всесоюзный институт НИЭКИТУ, «Союзагропромтара» при Минсельхозе СССР, «Агропромтара» при Минсельхозе РСФСР, а также целый ряд других государственных структур, занимающихся проблемами упаковки.

Теперь их нет, и экономикой и статистикой тароупаковочного хозяйства никто не занимается. Маленький пример: Росстат РФ, занимающийся учетом объемов ввозимых в Россию продуктов питания и напитков, не учитывает объемов ввозимой вместе с ними тары и упаковки. А ведь за ее утилизацию зарубежный производитель уже внес залог, который из-за отсутствия грамотных экономистов и законодательной базы, мы не можем получить. И таких примеров можно привести много.

В этой связи, на кафедрах по специальности «Технология и дизайн упаковки», а также на кафедрах экономики необходимо ввести курс «Экономика тароупаковочного хозяйства».

Развитие специальности «Дизайн упаковки» - реальный потенциал экспортной программы

В настоящее время в РФ имеется множество дизайн студий, которые, наряду с выполнением заказов на дизайн «всего что закажут», за одно, берутся и выполнять дизайн упаковки. Но, к сожалению, далеко не все способны делать это профессионально…

Даже в СССР, несмотря на отсутствие упаковочной отрасли, в 50 – 80-е гг. ХХ века существовал художественно-производственный комбинат «Союзпродоформление», который объединял художников-оформителей (а по сути – дизайнеров – графиков), которые специализировались исключительно на оформлении упаковки для продуктов питания, кондитерских изделий и напитков. При комбинате существовал Художественный совет, который рассматривал и утверждал каждую упаковку. Аналогичный отдел по оформлению упаковки для товаров народного потребления существовал при Комбинате графических искусств. После развала СССР эти структуры прекратили свое существование.

Студенческий конкурс на лучший дизайн упаковки «Заводной апельсин», 17 лет проводимый журналом «Тара и упаковка» совместно с партнерами и 2-й год совместно с МГУП, наглядно показывает огромный (и постоянно растущий) интерес к нему, как со стороны будущих дизайнеров, преподавателей кафедр дизайна российских вузов, так и со стороны предпринимателей.

В этой связи, на кафедрах дизайна необходимо официально ввести специализацию «Дизайн упаковки» и организовать курсы повышения квалификации преподавателей этих кафедр. Необходимо также создать при кафедрах дизайна студенческие лаборатории по выполнению заказов на разработку логотипов, дизайна и оформления (брендирования) упаковочной и этикеточной продукции по заказам предпринимателей.

Ответственность специалиста за образование и утилизацию отходов упаковки

Как известно, использованная упаковка является загрязнителем окружающей среды. Она занимает не менее 70 – 80% в общем объеме твердых бытовых отходов. И если еще в начале конце 80 – начале 90-х гг. в СССР отходы упаковки составляли 8-9 кг на душу населения в год и проблем с их утилизацией практически не было, то в последнее десятилетие в крупных городах России на душу населения приходится не менее 50 – 70 кг отходов упаковки в год.

В Европе и во всем мире установлено, что ответственность за образование отходов упаковки несут три категории специалистов: заказчики упаковки (т.е. производители продукции), производители упаковки и представители ритейла (т.е. торговли). Упаковочной индустрии необходимы специалисты хорошо понимающие свою ответственность за образование упаковочных отходов и способные находить пути для их миниминизации.

В этой связи, на кафедрах по специальности «Технология и дизайн упаковки», а также на специализированных кафедрах всех отраслевых университетов и колледжей, - необходимо ввести обязательный курс «Ответственность за утилизацию отходов упаковки».

Отраслям, потребляющим упаковку, необходимы обязательные курсы повышения квалификации

По данным межотраслевого, специализированного журнала «Тара и упаковка», в Департаменте пищевой и перерабатывающей промышленности Министерства сельского хозяйства РФ – нет ни одного специалиста, хотя бы поверхностно знакомого с проблемами упаковывания, этикетирования, маркировки и идентификации выпускаемой пищевой продукции.

Аналогичная картина наблюдается и во всех других министерствах и ведомствах, а также в региональных и муниципальных торгово-промышленных палатах и других государственных и общественных структурах и отраслевых объединениях предпринимателей.

Ведь в СССР таких специалистов нигде не готовили, а технологи, которых с середины 90-х гг. ХХ века готовят в нескольких университетах по специальности «Технология и дизайн упаковки», в лучшем случае, работают по специальности, как молодые специалисты, а в большинстве случаев находят более высокооплачиваемую работу, увы, не связанную с проблемами упаковки.

Поэтому необходимо создать и ввести при Департаменте пищевой промышленности Минсельхоза РФ, при Правительстве г. Москвы, а также в системе торгово-промышленных палат постоянно действующие, обязательные курсы повышения квалификации в сфере упаковки, для сотрудников этих структур и подчиненных им предприятий и организаций.

Источник:  http://unipack.ru

Возврат к списку


LIGUM ????????????? ????? ??? ????? ???????? ?????????????