Бизнес на трех газетах: «нереальная» экономика развитой Европы?

Вопросы экономики и экономичного ведения бизнеса в настоящее время актуальны как никогда. Маржинальность полиграфического бизнеса в нашей стране существенно сократилась, и многим начинает казаться, что при существующем уровне цен на полиграфическую продукцию и постоянном ценовом давлении со стороны заказчиков дальнейшая работа на рынке бесполезна. Никто ведь не будет работать себе в убыток?! Однако не все так однозначно. В нашей стране по каждому поводу принято обращаться к опыту западных стран, особенно когда хочется оправдать что-либо не очень популярное («Знаете ли вы, что въезд в центр Лондона на частной машине платный? Давайте введем такое в Москве и решим проблемы пробок...»). Тем не менее в развитых странах все же есть чему поучиться. Посещая время от времени типографии в разных странах, мы задумываемся об экономическом механизме их существования и пытаемся переложить эту практику на нашу действительность и понять, почему у нас так жить не получается. Недавно нам довелось побывать в одной небольшой частной газетной типографии на севере Германии, посещение которой вызвало реальные сомнения в возможности вести так свой бизнес. Все участники российской делегации, насчитывающей более 40 человек, многие из которых сами являются руководителями типографий, в том числе и газетных, сходились во мнении, что информация, полученная в типографии, не совсем соответствует действительности: либо нам что-то не договаривают, либо источники дохода типографии совсем иные, либо она вообще живет на дотации государства. Впрочем, дальнейшее обдумывание ситуации с калькулятором в руках дало повод усомниться в первичных выводах и подтолкнуло к написанию этой статьи.

О типографии

Для начала несколько слов о самой типографии. Это частное, семейное полиграфическое предприятие в одном из городов на севере Германии существует много лет и управляется уже третьим поколением семьи. На предприятии работает печатная машина KBA Cortina, состоящая из одной печатной башни и фальцаппарата. В дополнение к печатной машине используется линия комплектования газет (сборка изданий осуществляется из нескольких тетрадей с возможностью размещения рекламных вложений). Разумеется, есть допечатный участок с современными системами CtP. Также в типографии имеется старенькая, но в исправном состоянии газетная печатная машина Koenig&Bauer, которая уже выведена из эксплуатации, но может быть быстро запущена в работу при непредвиденных обстоятельствах. Суммарный объем инвестиций в оборудование, по грубым оценкам, составляет примерно 5,5–6 млн евро (без учета старого, давно окупившегося оборудования). Подобных типографий, скорее всего, немало, но любопытно другое: предприятие печатает всего три ежедневных газеты, тираж каждой около 10 тыс. экз. И все! Красочность двух из них в основном 4+1 (точнее, первая восьмистраничная тетрадка печатается 4+4, остальные — 4+1) при объеме 20 полос. Как пояснили в типографии, для этих газетных изданий печать в полном цвете не является необходимой (поэтому преимущественно печать осуществляется 4+1), хотя и приходится гонять всю печатную машину. Третья газета печатается всегда 4+4 и обычно имеет объем 16 полос. К одной из газет два раза в неделю выпускается еще и рекламное приложение, которое выходит красочностью 4+4 и объемом 16 полос. Формат всех газет — около А3. По общему мнению российской делегации, это смехотворный объем печати для такой серьезной типографии, и она просто не может быть экономически эффективной — либо она печатает еще что-то, о чем нам не говорят, либо зарабатывает деньги другим путем. Впрочем, давайте посчитаем.
 
Затраты на оборудование

Примем для начала, что длительность лизинга для тяжелого оборудования около 10 лет. Хотя рядом стоит печатная машина, которой минимум лет 25, и она по-прежнему в рабочем состоянии, при этом давно окупилась. Стоимость недвижимости (здания типографии) также примем условно равной нулю, поскольку это здание строилось много лет назад и все инвестиции в него также себя окупили. Выплаты по лизингу для компаний в Германии составляют 1,5–2% в год (а для компаний с хорошей кредитной историей и того меньше). Таким образом, годовые платежи по обслуживанию лизинга будут не выше 560 тыс. евро, или чуть более 46 тыс. евро в месяц.

Расходы на персонал. Самое дорогое в развитых странах — это человеческий ресурс. В типографии работают, как нам сказали, около 20 человек. Среди них и высококвалифицированные печатники, и специалисты допечатного отдела, и более «дешевые» подсобные рабочие. Если ориентироваться на средние значения заработных плат по Германии (55 тыс. евро в год получает квалифицированный персонал и 30 тыс. евро — подсобные рабочие), то получится, что типография тратит на персонал не более 750 тыс. евро в год, или примерно 62,5 тыс. евро в месяц. Это при условии, что на предприятии трудятся 6–7 человек высококвалифицированного персонала и 13–14 рабочих. Даже при такой приближенной оценке цифры вряд ли далеки от реальности.

Прямые затраты. Теперь посчитаем прямые расходы на производство газет. Усредненно для печати всех трех изданий ежедневно нужно примерно 1,8 тонны бумаги. На готовый тираж с учетом отходов (а они у машины с сухим офсетом невелики) типографии ежедневно требуется 2 тонны бумаги. Для расчетов примем, что используется газетная бумага плотностью 50 г/м2. На самом деле у разных газет и у приложения плотность бумаги немного отличается, но мы возьмем среднее значение. Также методом усреднения посчитаем бумагу, которая используется на печать приложения, выходящего дважды в неделю. При средней цене газетной бумаги в Германии получается, что общие затраты на бумагу составят не более 1 тыс. евро в день.

Следующим важным расходным материалом являются печатные формы. Для печати на машине KBA Cortina используются полосные формы. Это означает, что на печать всех газет в среднем нужно изготовить 133 печатных формы формата чуть больше размера полосы газеты (примерно 45х31 см). Общая площадь всех печатных форм составит примерно 19 м2 при указанной выше цветности газет. Нам точно не известна цена форм сухого офсета в Германии, но будем считать их очень дорогими, а значит, расходы на них составят около 250 евро с учетом химической обработки. Отсюда становится понятно, почему не все газеты печатаются в полный цвет. С точки зрения передачи информации и размещения рекламы это неважно (реклама размещается на тех полосах, которые печатаются в цвете), а вот экономия на пластинах получается нешуточная. Для полноцветной печати всех газет потребовалось бы 240 печатных форм, и затраты на них составили бы уже 450 евро в день.

Таким образом, прямые затраты по материалам на производство ежедневных газет составят 1250 евро. Правда, еще некоторая сумма уйдет на печатную краску, электроэнергию, смывки и прочие вспомогательные материалы. Точно это посчитать нет никакой возможности, поэтому округлим полученную сумму до 1500 евро в день, или 45 тыс. евро в месяц.

Доходы

Далее следует подсчитать доходы типографии, хотя для этого необходимо знать, сколько платит заказчик за печать газет. Попробуем применить методы приближений и знания из общемирового опыта. Розничная продажная цена газет, которые печатает типография, составляет 0,75–1 евро за экземпляр. Если принять, что стоимость производства газеты составляет 20–30% ее продажной цены (типичная ситуация в развитых странах), то типография, печатая в среднем 33 тыс. экз. газет в день, получает за свою работу около 6 тыс. евро в день, или 180 тыс. евро в месяц.

По нашим усредненным оценкам, совокупные расходы типографии составят не более 150 тыс. евро в месяц (включая лизинговые платежи, расходные материалы и большие заработные платы). Таким образом, в обороте типографии остается примерно 30 тыс. евро в месяц свободных денег, которые условно можно считать доходом владельцев. Конечно, многим такая сумма может показаться недостаточной. Но здесь не все так просто. Как нам сказали, типография периодически печатает и коммерческие заказы (например, рекламные вложения в свои и чужие газеты). Происходит это нерегулярно, поэтому просчитать такие заказы довольно сложно.

В данной ситуации важно то, что эти дополнительные тиражи, по сути, — прямой доход типографии (разумеется, за вычетом стоимости затраченных материалов), поскольку все общие затраты мы уже подсчитали. Даже если типографии удается получить хотя бы два–три коммерческих заказа в месяц на рекламные вложения (например, мы видели, 16-полосную цветную брошюру формата А4 и тиражом 10 тыс. экз.), то это даст дополнительный доход еще в 4–5 тыс. евро. Хотя и это не так уж много.

Впрочем, есть и еще один аспект, который нужно учитывать. Владельцы типографии сами в ней работают, соответственно, получают заработную плату (скорее всего, не самую маленькую). Тогда, если к большой зарплате прибавить еще и прибыль (своеобразную премию), то ситуация меняется кардинально. Общий доход владельцев типографии в этом случае как минимум утраивается, и уже можно говорить о больших доходах.

Выводы

Конечно, все наши расчеты весьма приблизительны и, возможно, дела обстоят совсем не так, как у нас получилось. Однако мы можем косвенно перепроверить расчеты другим способом. Как известно, в развитых странах нормальный уровень прибыли в полиграфии составляет 8–12% от оборота. В нашем случае оборот получился 180 тыс. евро, а доход 30 тыс. евро. Это соответствует уровню дохода в 16–17%, что после уплаты налогов даст искомые 9–10%, которые укладываются в стандартную норму прибыли в полиграфии.

Возможно, кому-то полученные экономические результаты, в частности прибыльность бизнеса для владельцев, покажутся неразумно маленькими. Те, кто начинал полиграфический бизнес в нашей стране в девяностые годы, помнят времена, когда за два–три месяца предвыборной агитации типографии могли окупить стоимость хорошей печатной машины, да еще и «на карман» хватало. Но это были другие времена — времена сверхприбылей. Теперь такого в полиграфии уже точно не будет. С этой точки зрения можно говорить, что полиграфический бизнес умер... Впрочем, то, что было в середине 90-х гг., на самом деле бизнесом не являлось.

Дополнительный доход

Теперь попробуем просчитать величину дополнительного дохода, который, возможно, получает компания, являясь владельцем одновременно и газетного издательства, и типографии. Как нам известно, общая численность сотрудников в издательстве и типографии 45 человек, из которых 20 человек работают в типографии, соответственно, 25 — в издательстве, причем у большинства из них высокая квалификация. Таким образом, объем затрат на заработную плату сотрудников составит никак не меньше 1,2 млн евро в год. И это, по сути, все основные затраты на работу издательства (небольшими расходами на компьютерную технику и канцелярские принадлежности можно принебречь).

Из доходов издательства явно выделяются две составляющие: реализация газет и размещение в них рекламы. Обычно в среднем по Европе издательство имеет примерно половину от продажной цены газеты. В нашем примере мы брали, что 25% продажной цены уходит на производство, значит, еще 25% остается в распоряжении издательства.

Отдельного упоминания заслуживает тот факт, что тиражи газет в последние годы существенно упали (по крайней мере, так отмечают в типографии), а значит, издательство довело эти тиражи до абсолютно необходимой величины, чтобы не печатать лишнего и не связываться с утилизацией нереализованных экземпляров. Так что излишки тиража совсем минимальны, примем их равными 5%. Значит, 9,5 тыс. экз. каждой газеты продается. Рекламное приложение отдельно не реализуется, поэтому его мы считать не будем. Таким образом, ежедневно издательство получает 5–5,5 тыс. евро от реализации своих газет. Это дает годовой оборот в 1,8 млн евро. Впрочем, для обеспечения реализации газет требуются затраты на транспорт, логистику и экспедицию. Какова величина этих затрат, нам неведомо, но она вряд ли больше 15% и составит 250–270 тыс. евро в год.

В результате даже от реализации газет издательство получает в год примерно 340 тыс. евро дохода, что само по себе неплохо. Но есть еще второй источник дохода компании — это публикации рекламы в своих изданиях. Надо сказать, что в основных газетах рекламы немного. Совокупно получается, что в среднем три–четыре рекламных модуля, размещенные в газете, дают общий объем рекламы в полполосы в каждой газете. Стоимость самого рекламного модуля нам неизвестна, но даже если взять минимальную цену в 250–300 евро за модуль, то совокупно издательство размещает примерно 10 рекламных модулей в сутки и получает в результате около 2,5 тыс. евро в день. Вероятно, реальный доход несколько меньше, поскольку одни и те же модули публикуются в разных газетах и, скорее всего, за это полагается скидка. Так что доход может составить не более 2 тыс. евро в день или свыше 700 тыс. евро в год!

А ведь есть еще и рекламное приложение, которое также приносит доход. Скорее всего, стоимость рекламы в нем еще ниже, чем в основных газетах, зато объем рекламы существенно больше. Подсчитать доходность газетного приложения не представляется возможным, но можно предположить, что она близка к суммам, которые приносят основные издания.

Таким образом, предприятие, которое на первый взгляд кажется убыточным, на самом деле очень неплохо себя чувствует и имеет приличный даже по европейским меркам доход. Этим и объясняется возможность содержать большое здание (в очень хорошем состоянии и недавно расширенное), приобретать новое перспективное оборудование и даже держать у себя музей бывшей в употреблении полиграфической техники... И дотации государства здесь ни при чем.

А что у нас?

Многие могут возразить, что все это, конечно, интересно, но работать нам приходится в России, и все эти примеры из другого мира в нашей действительности неприемлемы. С этим трудно не согласиться, поскольку правила игры в нашей стране сильно отличаются от аналогичных в развитых странах. Попробуем понять, возможно ли что-то подобное у нас в России?

Первое и самое сложное — это, бесспорно, оборудование. При существующих у нас драконовских тарифах на финансирование приобретения оборудования, той типографии, которую мы описывали в основной статье, пришлось бы тратить в год не менее 1,2 млн евро (вдвое больше, чем в Германии), или примерно на 50 тыс. евро в месяц больше, чем в развитых странах.

Затем материалы. Газетная бумага в нашей стране соизмерима по цене с бумагой в Европе, правда, при худшем качестве. Так что технологических проблем при работе с ней будет больше. К тому же машина сухого офсета в нашей стране вряд ли появится, а значит, объем отходов бумаги будет выше, и, как следствие, повысятся затраты на материалы. Но этим можно пренебречь, тем более что у нас, скорее всего, будут использоваться более дешевые печатные формы. Так что в целом можно считать, что расходы на материалы для печати газет в нашей стране и в Европе примерно одинаковые.

С недвижимостью дела будут обстоять намного хуже. Семейных типографий со столетней историей (и полностью выкупленной еще полвека назад землей и недвижимостью) в нашей стране в силу исторических причин быть не может, а значит, потребуются затраты на аренду (выкуп, строительство и т. д.). Поскольку затраты на это в Москве и в регионах сильно различаются, будем ориентироваться на минимальную ставку аренды в Московской области. Скорее всего, средних размеров газетной типографии придется потратить на недвижимость не менее 10–15 тыс. евро в месяц.

Впрочем, есть возможность немного сэкономить на заработной плате: в нашей стране она все же меньше, чем в Германии, и при схожем количестве персонала удастся уложиться примерно в 40 тыс. евро в месяц, а в регионах и того меньше.

Если обобщить, то получается, что в нашей стране расходы типографии составят минимум на 45–50 тыс. евро в месяц больше, чем в типографии, которую мы упоминали в основной статье.

Впрочем, с доходами дело обстоит еще хуже. Небольших газет стоимостью 40–45 рублей в нашей стране практически нет, тем более если речь идет о региональной прессе. В этой связи доходы типографии получаются как минимум в три–четыре раза меньше. Более того, тиражей региональной газеты в 10 тыс. экз. у нас нужно еще поискать. Это тираж газеты относительно крупного города. Таким образом, в нашей стране при схожих параметрах работы у описываемой в основной статье типографии перспектив нет никаких. Расходы почти в два раза больше, а доходы в разы меньше.

Что интересно, даже поддержка со стороны собственного издательства (свои доходы от распространения и от рекламы) ситуацию не спасут. Даже если удастся продать все газеты по цене 10–12 рублей (что, скорее всего, нереально), то
с учетом торговой скидки это даст доход не более 45 тыс. евро в месяц, при этом нужно содержать персонал издательства (хотя он будет заметно дешевле, чем в Германии), офис для этого персонала и т. д., да и в силу сложностей логистики в нашей стране распространение газет становится еще более затратным мероприятием, чем в Европе. А еще придется гасить убытки, которые будут у типографии при такой работе, как описано в основной статье. У нас создание подобной типографии и ее функционирование просто невозможно!

К сожалению... Конечно, мы еще не посчитали доходы от рекламы, но что-то подсказывает, что в небольшой региональной газете ее будет немного, и вряд ли это даст возможность исправить ситуацию. К тому же, как мы указывали, нельзя пытаться гасить убытки одного направления работы прибылью другого. Такой тандем долго не проработает, поскольку будет являться причиной внутренних конфликтов. 

3-gra-1

Структура себестоимости усредненного заказа в развитых странах (слева) и в России (справа). В нашей стране львиную долю себестоимости (более половины) составляют затраты на оборудование (по крайней мере если речь идет о газетной печати), в то время как в разавитых странах максимальные затраты приходятся на персонал. В этой связи и требования к оборудованию в разных странах принципиально разные. В развитых странах требуется максимальная производительность и автоматизация, чтобы минимизировать персонал и, как следствие, его влияние на себестоимость. У нас ситуация абсолютно другая, у нас приходится минимизировать стоимость оборудования, поэтому речь чаще всего идет о подержанных машинах или о машинах произведенных в старанах с низким уровнем зарплат (в первую очередь страны Азии).

О нереальности происходящего

Изложенный материал в основной статье требует все же еще одного уточнения. Дело в том, что типография, о которой идет речь, является для ее владельцев дополнительным источником дохода и входит в состав небольшого издательства, занимающегося как раз подготовкой и выпуском тех трех газет и приложения, которые и печатаются в типографии. Поэтому пример типографии в Германии, по большому счету, представляет собой идеализированный вариант полиграфического бизнеса. Впрочем, цифры показывают, что он вполне жизнеспособен, даже при тех минимальных объемах печати, которые имеет типография. Хотя нужно оговориться, что объем печати настолько мал, что потеря одной газеты из трех (даже одного приложения) уже грозит перекинуть бизнес в красные цифры. Вряд ли кто-либо из владельцев других типографии захочет так работать. Будь типография чисто коммерческой (работающей на сторонних заказах), то, скорее всего, ее владельцы активно искали бы заказы и не удовлетворялись работой два–три часа в день.

Однако мы сознательно пошли на описание процесса в несколько искаженном виде. Если внимательно посмотреть, то бизнес в типографии и в издательстве построен таким образом, что ни один из них не является убыточным, и на самом деле это является единственно правильным способом работы. Те издательско-полиграфические компании, которые считают доход совокупным образом, не до конца понимая, за счет чего получается прибыль — за счет издательской деятельности или полиграфического производства, довольно быстро приходят или к убыткам, или к дилемме, во что правильно инвестировать (в развитие типографии или издательского дела). Так что считать каждый бизнес в отдельности — это наиболее разумный подход, что мы и проделали.


Источник:  http://www.printdaily.ru/

Возврат к списку


??????? ????? ?????? ??????????? ??