Российский рынок гибкой упаковки в 2017 г.Российский рынок гибкой упаковки в 2017 г.Тенденции 2016 г. на рынке гибкой упаковки во многом отличались от того, что происходило в российской экономике в целом. С одной стороны, эффект девальвации и эмбарго на некоторые виды продуктов питания были причиной стремительного роста рынка упаковки в 2015 г., однако негативные общеэкономические показатели также оказывали свое влияние, и в итоге к концу 2016 г. рост рынка снизился практически до нуля. Девальвация 1998 г. стала причиной существенного роста российского рынка упаковки, который на протяжении нескольких лет исчислялся двузначными показателями. В лучшие годы, в начале 2000- х, рост рынка в годовом исчислении достигал 25%. Тогда это было связано с тем, что пищевые компании, и локальные, и транснациональные, активно строили заводы в России, а благосостояние российских граждан в эти годы росло быстрыми темпами. Девальвация 2014 г. в корне отличается от того, что происходило в 1998 г. Новые заводы пищевые компании уже не строят. Курс евро вырос практически в два раза, цены на многие продукты также выросли, хотя и не так значительно, а вот доходы, которые люди получают в рублях, остались прежними или даже сократились. Таким образом, уровень жизни населения снизился, и это стало главной причиной, почему рост рынка после девальвации 2014 г. «выдохся» практически за один год.
Емкость рынкаК 2014 г. российский рынок гибкой упаковки находился в развитом и сбалансированном состоянии. Его емкость была очень значительна (1,8 млрд евро в 2013 г.). И хотя показатели потребления упаковки на душу населения недотягивали до уровня развитых стран, но с точки зрения качества и профессионализма печатных компаний можно было однозначно говорить о зрелости рынка. Импорт упаковки сохранялся в связи с тем, что транснациональные компании продолжали размещать заказы за границей: им было удобно печатать ротогравюрой сразу крупные партии упаковки для своих заводов в разных странах (меняя лишь текстовый вал). Рост рынка сохранялся в первом квартале 2016 г. на уровне 10% (так же, как это было в 2015 г.), но уже во втором квартале он снизился до 3–4%, и в последующие третий и четвертый кварталы снизился до уровня статистической погрешности. В итоге по результатам 2016 г. можно говорить о росте рынка на уровне 2%. В компании «Биаксплен», которая оказывает существенное влияние на рынок упаковки, эти показатели роста (2–3%) вообще были обеспечены за счет производителей скотча, так как основные игроки на этом рынке («Нова-ролл», «Прайм-Тейп») нарастили свои объемы, а также появился новый крупный игрок («Фрегат», С-Петербург). Это говорит о том, что рост в пищевом сегменте ВОРР-пленки вообще оказался близок к нулю. С высокой долей вероятности можно прогнозировать, что в 2017 г. емкость рынка в натуральном измерении останется на том же уровне, что и в прошлом году: около 450 тыс. т (ламинаты и пленка с поверхностной печатью). В денежном измерении можно исходить из того, что в среднем цена за 1 кг ламината составляет 300 руб. В прошлом году она составляла 280 руб. Таким образом, в рублевом эквиваленте емкость рынка составляет 135 млрд руб. Очень существенные изменения произошли с емкостью рынка в евро. По среднему курсу, который установился в настоящее время в районе 60 руб. за 1 евро, она составляет около 2,25 млрд. В прошлом году, когда средний курс был в районе 75 руб., емкость рынка составляла 1,70 млрд евро.
Первое полугодие 2017 г.К снижению доходов населения, о котором говорилось выше, необходимо добавить и фактор снижения курса евро в 2017 г. Это второй по важности фактор, который стал причиной полной остановки роста рынка упаковки в 2017 г. В 2016 г. средневзвешенный курс евро находился на уровне 75 руб. В первом и втором кварталах 2017 г. он составляет менее 65 руб. Это означает, что импорт подешевел, и к тому же иностранные производители нашли и отработали каналы поставок пищевой продукции в Россию — это уже ставшие известными бренды: «белорусские креветки», «белорусский лосось», «сербские яблоки», «сыры неизвестно откуда» и многое другое. Как российские компании нашли варианты финансирования в обход санкций, так это сделали и иностранные производители продуктов питания, но главная проблема — это, конечно, снижение курса евро. Если оно продлится, то давление импорта может возрасти, и тогда уже можно говорить не о росте, а о перспективах снижения емкости рынка, в первую очередь пищевого, а за ним и упаковочного, но также в районе статистической погрешности. Впрочем, вряд ли в текущем году ситуация изменится существенно. Однако кроме минусов снижение курса евро принесло в 2017 г. очень существенный плюс. Вместе с продуктами питания подешевела и импортная пленка, в первую очередь востребованные на внутреннем рынке ВОРР- и РЕТ-пленки. «Биаксплен» был вынужден скорректировать отпускные цены на пленку, а вслед за ним и другие производители ВОРР («Еврометфилмз», «Вотерфолл Про»). Так, если в 2016 г. цена на ВОРР-пленку колебалась в районе 150–160 руб., то в первом полугодии она составляла 125 руб. Снижение цены на 20% — это очень существенно. Сейчас цены на ВОРР-пленку начали расти из-за существенного роста цен на исходное сырье. Эта ситуация является негативной для упаковочных компаний, которые имеют собственные выдувные экструдеры для производства полиэтиленовой пленки. Для них повышение цен на полиэтиленовый гранулят стало определенной проблемой.
Крупнейшие производители гибкой упаковкиЗа последние два года на рынке произошли определенные изменения. Установка нового оборудования позволила некоторым компаниям увеличить свои мощности, а компания Mondi вообще сделала радикальный скачок и после покупки компании «Уралпластик» стала одним из лидеров рынка.
Закупка нового оборудованияНесмотря на замедление роста рынка в 2017 г., темпы инсталляции нового печатного оборудования не снижаются. В 2016 г. было подписано много контрактов на установку новых машин, однако реальные поставки по некоторым контрактам перенеслись на 2017 г. Итак, в 2016 г. в России были установлены новые флексографские машины:
В этом году процесс установки нового оборудования продолжился столь же активно, как и в прошлом. Новые печатные машины будут установлены в компаниях:
Можно много рассуждать о том, много ли устанавливается оборудования или «в самый раз». На первый взгляд, 26 новых машин за два года — это излишне. Одна широкорулонная печатная машина в среднем может перерабатывать около 100 т пленки в месяц, если печатать и крупные, и мелкие тиражи. Учитывая, что большая часть упаковки ламинируется, в среднем одна печатная машина + ламинатор могут производить порядка 200 т в месяц, или 2500 т в год. Это означает, что за два года в России появилось более 60 тыс. т печатных мощностей. В 2015 г. почти у всех производителей упаковки была «очередь на печать». Однако уже в первом квартале 2017 г. очереди из заказчиков не было почти ни у кого, а когда в 2017 г. будут установлены все печатные машины и на рынке реально появятся эти 60 тыс. т производственных мощностей, тут уже реален и возврат к практике ценовой борьбы за заказчика, как это было до 2015 г. Остается еще надежда, что транснациональные пищевые компании, которые сейчас ежегодно завозят в Россию около 30 тыс. т запечатанной упаковки из-за рубежа, продолжат процесс локализации производства упаковки внутри страны. Это отчасти компенсирует появление новых печатных мощностей, хотя если рубль продолжит свое укрепление, то вряд ли на это можно рассчитывать в 2017 г.
Печатное оборудованиеЛидерами рынка оборудования для производства упаковки в последние два года остаются Windmoller & Holsher и Comexi. Компания W&H традиционно сильна практически на всех рынках: машины флексографской и глубокой печати, выдувные и плоскощелевые экструдеры. В 2016 г. компания W&H установила 6 печатных машин. В 2017 г. установлено или планируется установка также 6 печатных машин, в том числе одной машины глубокой печати Heliostar в компании «Данафлекс». Совместно со своим партнером Deutsche Leasing компания предлагает своим клиентам финансирование сделок, что очень интересно для всех печатных компаний. Весьма успешно работает на рынке и компания Comexi (Испания), которая за пять последних лет установила более 100 единиц оборудования (около 60 печатных машин) в России и странах СНГ. Компания активно развивает все направления: флексографские и офсетные машины, ламинаторы и бобинорезки. Компания Bobst несколько лет назад была очень активна на рынке печатного оборудования, однако за два последних года количество инсталляций снизилось. С этого года всю линейку оборудования Bobst (флексографские машины бывшей марки Fischer&Krecke, машины глубокой печати Rotomec, металлизаторы General Vacuum) в России будет представлять компания VMG. Компания Soma Engineering (Чехия) традиционно активна на российском рынке и устанавливает не только печатные машины, но также ламинаторы и бобинорезки как для пленки, так и для бумаги. Производство пленкиВ 2017 г. в сфере ВОРР-пленок появился определенный выбор, так как кроме компаний «Биаксплен» и «Еврометфилмз» появились «Вотерфол Про» (Ростовская обл.) и Polymer Production (Казахстан, Атырау). Однако для существенных изменений требуется время. Отработка технологических процессов и аттестация пленки у конечных заказчиков, как правило, занимает достаточно продолжительный период. Единственное, что может ускорить эти процессы, — появление на рынке дефицита ВОРР-пленки «Биаксплена». Привязанность клиентов к продукции «Биаксплена» объективная, поскольку большинство крупных потребителей ВОРР работают по формульным контрактам. Они понимают и могут прогнозировать ценообразование; кроме того, «Биаксплен» в рамках контрактов гарантирует объемы, однако остановки линий на профилактику очень быстро разрушают баланс спроса и предложения, что сразу приводит к нервозной обстановке. «Еврометфилмз» традиционно загружен полностью. В этой ситуации пленка «Вотерфолл Про» будет очень востребована. Компания имеет две линии и уже выпускает практически все виды пленок. Кроме стандартных пленок для упаковки и скотча, выпускаются табачные (для мягких пачек и блоков), этикеточные пленки для ПЭТ-бутылок (прозрачные, перламутровые, металлизированные), релиз-пленки (прозрачные и белые) и многие другие. Казахская компания Polymer Production больше сконцентрирована на производстве стандартных пленок, так как линия одна и режимы ее работы перестраивать сложнее. Для этой компании очень актуальным остается вопрос логистики, так как регион Атырау расположен вдали от транспортных потоков и доставлять оттуда небольшие партии пленок очень сложно. Скорее всего, для полноценной работы на рынке России потребуется создание какого-то хаба, откуда заказчикам будет удобно забирать пленку. Высока вероятность, что в ближайшие годы в России появится новое производство ВОРЕТ-пленок. Оно востребовано, так как объемы потребления этого вида пленок почти в два раза превышают производственные мощности единственного в России производителя, компании МПП. В целом ситуацию на рынке упаковки можно охарактеризовать как стабильную. Рынок по-прежнему находится в гораздо более лучшем состоянии, чем другие отрасли промышленности, однако и здесь потенциал роста исчерпан, и после запуска всех новых мощностей будет найден новый баланс спроса и предложения. |
|||