Состояние и перспективы рынка упаковки из гофрокартона. Мнение директора по стратегическому маркетингу группы «Готэк»

Состояние и перспективы рынка упаковки из гофрокартона. Мнение директора по стратегическому маркетингу группы «Готэк»

Ушедший год был особенным для всех сфер деятельности, в том числе производства упаковки из гофрированного картона. Об итогах года ушедшего и о том, чего ждать в наступившем, рассказывает Юрий Алпеев, директор по стратегическому маркетингу группы «Готэк», председатель экспертного совета НКПак.

В 2020 году рынок упаковки из гофрокартона вырос на 6,2% до 7 323 млн. кв. м., превзойдя по темпам роста год 2019-й во многом благодаря спросу на продукты питания, товары первой необходимости, развитие интернет-торговли. Факторы «новой реальности 2020», вызванные пандемией COVID-19, будут актуальны и в первом полугодии 2021 года, определив дальнейший вектор развития рынка упаковки из гофрокартона.

Прежде всего, речь идет о новых ситуациях потребления. Тренд на домашнее питание приобрел особое значение, поскольку мы стали намного дольше находиться дома: увеличилось число доставок на дом как готовых блюд, так и продуктов для приготовления. Изменение потребительских предпочтений привело к смене приоритетности каналов совершения покупок. Онлайн стал очень агрессивно расти. Пусть пока он занимает небольшую долю в общем товарообороте, тем не менее, темпы роста (в 2 раза г/г) впечатляющие. По прогнозам рост e-commerce продолжится.

Нестандартная ситуация определила динамику рынка внутри года. Если в первом полугодии, когда все только привыкали к «новой реальности», прирост производства гофроупаковки составил скромные 3,5%, то во втором полугодии на фоне адаптации к происходящим событиям уже превысил 9%. Высокая динамика рынка конца 2020 года задала высокие входные параметры в 2021 год. Прирост в декабре 20-го на 11% г/г, предварительные оценки января дают основание полагать, что спрос на гофропродукцию вырастет не менее чем на 6-7%.

К сожалению, к такому развитию рыночной ситуации оказались готовы далеко не все участники цепи поставок. Ограничительные меры, связанные с распространением коронавируса, привели к снижению сбора макулатуры различных марок, в т.ч. МС-5Б – основного сырья для производства макулатурных тарных картонов (МТК). Таким образом, высокий спрос на сырьё со стороны гофропроизводителей оказался необеспеченным по причине дефицита макулатуры и вытекающего из него сокращения производства МТК. Это привело к снижению складских запасов как у производителей сырья, так и у его потребителей, в первую очередь неинтегрированных компаний. Естественным следствием недостатка предложения стал рост цен по всей цепочке. За 2020 год (декабрь к декабрю) цена на макулатуру марки МС-5Б выросла на 84%, на тестлайнер – на 30%, крафтлайнер – на 15%, при том, что цена на продукцию из гофрокартона осталась на прежнем уровне, компенсировав только падение середины года.

Дефицит макулатуры, дефицит МТК, высокий спрос на сырьё со стороны гофрорынка, обусловленный высоким потребительским спросом на товары в 1-м квартале 2021 года, - всё это факторы, которые продолжают действовать на рынке гофропродукции в начале 2021 года и определяют уровень цен на макулатуру и тарные картоны. Высока вероятность «агрессивного» ценового сценария, при котором цена на макулатуру при ещё более усиливающемся её дефиците в феврале-марте вырастет на 45% к декабрю 2020 года и превысит 22 тыс. рублей за тонну. Вследствие агрессивного ценового давления со стороны цен на сырьё (МС-5Б) ожидается рост цен на МТК в первом квартале 2021 года к уровню декабря 20-го на 40% до 40,5 – 41,5 тыс. рублей за тонну.

Строить прогнозы развития цен после апреля малоперспективно в условиях нестабильности факторов, балансирующих рынок и оказывающих давление на цены. Но тенденция роста издержек показывает, что уже в первом квартале цены на упаковку из гофрокартона должны вырасти минимум на 20%. Это достаточно высокий уровень повышения, и те производители, которые не смогут его провести, с высокой долей вероятности могут столкнуться с проблемами, связанными с ликвидностью, уже в марте-апреле 2021 года. Поэтому, принимая во внимание высокие риски, которые будут сопровождать гофрорынок в 2021 году, производителям упаковки из гофрокартона предстоит приложить немало усилий и, возможно, не один раз подвергнуть ревизии выбранные стратегии и их соответствие тем трендам, которые складываются на рынке, для достижения целевых финансовых показателей.

Возврат к списку



??????? ????? ??????????? ??