Есть ли выгода для ЦБП в реформе расширенной ответственности производителя?

Есть ли выгода для ЦБП в реформе расширенной ответственности производителя?

Пластиковые упаковки и тара давно и прочно вошли в нашу жизнь: сегодня сложно представить какой-нибудь супермаркет у дома, в котором кассир не спросил бы у покупателя: «Пакет брать будете?». Однако сколь бы ни был условный пластиковый пакет прост в использовании и недорог в производстве, переработать его куда сложнее, чем, например, макулатуру. Да и не факт, что он вообще попадет в нужное место, а не останется загрязнять природу где-нибудь в ближайшем подлеске.

Потому многие компании сегодня отдают предпочтение более экологичным аналогам – бумажным и картонным упаковкам. Более того, такому переходу теперь будет активно способствовать новый закон, согласно которому производители и импортеры упаковки должны утилизировать свою упаковку по нормативу. В противном случае им придется платить экосбор.


Впрочем, ответственность за утилизацию власти будут вводить поэтапно. В 2025 г. – для 55 % упаковки, в 2026-ом – для 75 %, ну а для 100 % – в 2027-ом.

Эксперт «Контур.Экстерна» по отчетности в Росприроднадзор Ольга Захарова отметила, что для некоторых компаний ответственность снизится, другие же освободятся от нее полностью. Например, экосбор не придется платить представителям пищевой промышленности:

«Для кого-то ответственность по экосбору исчезнет полностью – пищевая промышленность в основной массе будет освобождена от экосбора. Для кого-то ответственность снизится, например, производители холодильников в коробках будут отчитываться только за холодильники (потому что они входят в перечень товаров из Распоряжения 3721-Р). В результате число подотчетных лиц сократится с 4 млн до 58 тыс. организаций, что упростит администрирование экосбора для госорганов», – цитирует эксперта «Российская газета».

А еще будет создан отдельный реестр утилизаторов, с которыми компании смогут заключать договоры. С его помощью Росприроднадзор сможет контролировать процесс и качество утилизации упаковки. В ведомстве предупреждают: не стоит заключать договор с утилизатором, который в этот реестр не попал: у контролирующих органов могут возникнуть вопросы, а штрафы по экосбору существенные.

Избежать оплаты эксобора или «смухлевать» и предоставить органам недостоверные данные тоже не выйдет: за неуплату юридическим лицам, например, придется заплатить втрое больше по каждой группе товаров и/или упаковки. Сумма при этом должна будет составлять не менее чем полмиллиона рублей. А за искажение данных или представленную не в полном объеме отчетность юрлицо будет обязано выплатить сумму экосбора в двукратном размере по каждой группе товаров/упаковки (на этот раз не менее 250 тыс. руб.).

К слову, сдавать отчетность также придется вовремя. В противном случае юрлицо ожидает штраф от 70 тыс. до 150 тыс. руб.

В целом же, чем экологичнее будет упаковка или товар, тем проще его утилизировать, а, значит, и платеж по итогу будет меньше. И здесь у производителей бумажной упаковки есть явное преимущество перед теми, кто занимается выпуском пластиковой тары.

Бумага и картон «потеснят» пластик
Эксперты считают: экосбор и новые правила утилизации могут стать причиной того, что на рынке упаковки бумага и картон вскоре начнут «теснить» менее экологичные аналоги. Впрочем, производители такой упаковки и раньше чувствовали себя на этом рынке достаточно уверенно, ведь спрос на их продукцию активно начал расти еще во времена пандемии, когда резко увеличились онлайн-заказы на маркетплейсах и в сервисах доставки товаров и еды на дом.

В 2022 г. Россельхозбанк провел исследование, в котором специалисты спрогнозировали рост объема российского рынка упаковки на 30 % к концу 2025 г. Но и это не все: доля экологичной упаковки к этому времени, согласно данному исследованию, должна будет составить до 50 % от всего объема производимой в России продукции.

С тех пор отраслевые эксперты не раз делились положительными прогнозами, наблюдая рост интереса населения и бизнеса к экологичной таре. В ноябре 2022 г. специалисты агентства AnalyticResearchGroup также проанализировали российский рынок упаковки и пришли к выводу, что в ближайшие годы он продолжит расти. По данным аналитиков, общая выручка производителей бумажных ящиков, коробок, пачек и аналогичной продукции по итогам 2021 г. превысила 290 млрд руб. В 2020, для сравнения, предприятия смогли заработать около 184 млрд руб. В среднесрочной перспективе, отмечали тогда в AnalyticResearchGroup, рост продолжится до 2026 г.

И новый закон, вероятнее всего, будет этому способствовать. По крайней мере, так считает партнер Strategy Partners Павел Билибин. По его мнению, все это приведет к тому, что на рынке упаковки пластик будет постепенно замещен более экологичными бумагой и картоном. Так что ужесточение регулирования – это хорошая новость для целлюлозно-бумажной промышленности.

А вот производителям пластика, отмечает управляющий партнер ГК EcoPartners Константин Рзаев, повезет куда меньше: «неэкологичная» упаковка, по его мнению, находится в зоне особого риска, как и сами предприятия, ее выпускающие. Вполне возможно, считает эксперт, что некоторые заводы могут приостановить производство или вовсе закрыться, ведь ставка экосбора по пластиковой упаковке станет выше из-за применения повышающих коэффициентов:

«Затраты на экосбор или утилизацию так или иначе придется переложить на себестоимость упаковки, и она рискует быстро потерять конкурентоспособность на рынке. В общем-то – в этом и была одна из задач модернизации системы РОП, которая среди прочего должна экономически стимулировать выбор наиболее легко утилизируемых видов упаковки. Тем не менее, пока не опубликованы подзаконные акты, невозможно понять, какие именно виды упаковки и их производители под наибольшей угрозой», – цитирует г-на Рзаева «Российская газета».

Что касается «везунчиков», выпускающих экологичную упаковку, то у них пока тоже не все так просто. В частности, как подчеркнул Павел Билибин, для того, чтобы бумага начала заменять-таки пластик на рынке, необходимы сопутствующие действия государственных органов:

«В настоящее время СанПиН ограничивает виды материалов для пищевой упаковки и бумага пока под запретом», – отметил эксперт.


За исключением последнего нюанса для отечественной целлюлозно-бумажной промышленности все выглядит достаточно неплохо. Впрочем, статистика тоже рисует перед отраслью неплохие перспективы.

BusinesStat представил «Анализа рынка тары и упаковки в России», согласно которому продажи тары и упаковки в период с 2020 по 2022 г. в нашей стране выросли на 15 %: со 147 млрд шт. до 169 млрд шт. Активное развитие онлайн-продаж и появление разнообразных служб доставки, обусловленных пандемией, стали причиной стремительного роста рынка в 2020 и 2021 гг. – на 9,5–12,4 % в год.

В 2022 г. рост замедлился и составил около 2,2 %, что объясняется санкционными ограничениями: значительно подорожало импортное сырье, из-за чего и сами упаковочные материалы подскочили в стоимости. Из-за ухода именитых иностранных производителей из России в стране некоторое время наблюдались перебои с поставками гофроупаковки и «тетрапаками».

Продажи картонной и бумажной тары по итогам прошлого года сократились, однако российские производители смогли заменить европейское сырье аналогами отечественного производства и поставками из дружественных стран. Некоторые предприятия и вовсе запустили на своих производственных площадках новые линии по выпуску упаковочной продукции, включая аналоги «тетрапаков».


Возврат к списку



??????? ????? ????????????? ?????