Металлочерепица нуждается в собственном техрегламенте

Металлочерепица нуждается в собственном техрегламенте

В профессиональной среде особое внимание сейчас уделяется техническому регулированию металлопродукции строительного назначения в сегменте оцинкованного и окрашенного металлопроката. Эксперты сходятся во мнении, что выработка четкого регуляторного механизма позволит существенно расширить применение изделий из сталей с покрытиями в строительной индустрии.

Строительная отрасль является самым металлоемким рынком России с большим потенциалом применения продуктов из стали. За последнее время предприятия Ассоциации «Русская Сталь» совместно с ЦНИИчермет им. И.П. Бардина и Национальным техническим комитетом по стандартизации ТК 375 провели значительную работу по вопросу введения механизма обязательного подтверждения соответствияметаллочерепицы, изготовленной из проката с полимерным покрытием.
Особое внимание уделяется проблеме, связанной с наличием на рынке контрафактной и фальсифицированной строительной продукции. По отдельным видамтовара доля контрафакта и фальсификата превышает50%. Особенно остро эта проблема стоит в сегменте металлопродукции, предназначенной для строительства, в частности, в отношении металлочерепицы.
Присутствие низкокачественной металлопродукции на рынке наносит ущерб не только заводам-производителям и поставщикам, но и конечным потребителям. Возрастает риск возникновения аварийных ситуаций засчет снижения безопасности конечных изделий, зданийи сооружений.
Сегодня на рынке присутствует металлочерепица толщиной 0,28 мм с цинковым покрытием 60 г/м2, что не отвечает установленным требованиям к исходномуметаллу. Указанные значения в 2 раза ниже допустимых для продукта с наименованием «металлочерепица».
По статистике, 90% проката с небольшими толщинамиимпортируется из Китая, а также изготавливается на производственных линиях, поставленных из Китая и размещенных на территории нашей страны. По экспертным оценкам, объем присутствующего на российском рынке металла с полимерным покрытием несоответствующего качества составляет 24% всего потребленияи 67% всего импорта. Как следствие, металлочерепица, которая не соответствует требованиям ГОСТ по толщине, обладает невысокими эксплуатационными и потребительскими характеристиками (например, низкойпрочностью), что провоцирует возникновение заблуждений о низком качестве металлочерепицы в принципе и дискредитирует всю категорию металлической кровлив глазах потребителей. Это в свою очередь стимулирует ее замещение товарами-субститутами. Для увеличения емкости рынка металлочерепицы целесообразно сделать акцент на вытеснение товаров-субститутов.
Подтверждением вышесказанного является заключение ЦНИИПСК им. Мельникова, в котором аргументирована нецелесообразность производства металлочерепицы толщиной менее 0,5 мм: высокий риск смятия листов при монтаже, эксплуатации, упаковке, погрузке и разгрузке, а также при транспортировке. Это не только отражается на эстетических характеристиках готовой кровли, но и снижает эксплуатационные характеристики всей кровельной системы: нарушается гидроизоляция, провоцируется гниение или коррозия конструкций кровли. Важно отметить, что металлочерепица толщиной менее 0,5 мм не обеспечивает на дежного крепления листов к обрешетке и при ветровыхнагрузках выше среднего возможны срывы листов, что крайне травмоопасно.
По данным метеостанций, расположенных в Москве, за последние восемь лет наблюдается повышение средней скорости ветра. Статистика срывов кровли насчитывает сотни случаев, при этом до 40 раз в год людиполучают травмы из-за сорванной кровли и в 120 случаях в год наносится ущерб имуществу граждан (повреждения автомобилей и другого имущества).
В этой связи предприятия Ассоциации «Русская Сталь» и ТК 375 видят единственный путь решения данной проблемы: введение обязательного контроля и надзора со стороны государства.
Разработчиками при принятии межгосударственных и национальных стандартов на поставку металлопродукции устанавливаютсятребования, направленные на сокращение оборота некачественной продукции на российском рынке:
ГОСТ 34180-2017 «Прокат стальной тонколистовой холоднокатаный и холоднокатаный горячеоцинкованный с полимерным покрытием с непрерывных линий. Технические условия» регламентирует требования по обязательной маркировке проката с полимерным покрытием. Данная мера позволяет производителям применять идентифицированную заготовку для изготовления металлочерепицы;
по ГОСТ Р 58153-2018 «Листы металлические профилированные. Металлочерепица» 1 ноября 2020 г. введено Изменение №1, устанавливающее требование по применению для изготовления металлочерепицы проката с покрытием в минимальной толщине 0,5 мм (с допуском ±0,04 мм), требование по обязательной идентификации металлочерепицы, а также введение сортности металлочерепицы в зависимости от минимально необходимых толщин защитного покрытия стального проката и лицевого лакокрасочного покрытия. Мера позволяет установить единые требования в России для конечного изделия — металлочерепицы;
ГОСТ Р 58739-2019 «Работы кровельные. Монтаж крыш с кровлей из металлочерепицы. Правила и контроль выполнения работ»: данная мера вкупе с ГОСТ Р 58153 позволит снизить риск повреждения листов при монтаже, гарантировать долговечную эксплуатацию кровли и сократить дополнительные расходы на ее ремонт, а также предоставляет правовую основу для соблюдения заявленных требований.
В частности, наличие стандартов обязывает указывать маркировку металлочерепицы и дает возможность фиксировать качественные характеристики и требования к монтажу в договорных отношениях между изготовителем и продавцом.
Однако общемировая практика показывает, что на ведение порядка на рынке строительных материалов и изделий и устранение с рынка контрафактной и фальсифицированной продукции может быть осуществлено только с использованием механизмов технических регламентов. Примером оперативного реагирования на стремительно меняющиеся условия функционирования рынка строительных материалов и перехода на принципы глобального подхода является опыт Европейского союза, который в 2011 г. принял новый Регламент ЕС 305/2011 «Об установлении гармонизированных условий для распространения на рынке строительной продукции и отмене директивы 89/106/ЕЕС».
В ряде стран ЕАЭС техническое регулирование строительных материалов существует на уровне собственных национальных регламентов. Так, например, в Беларуси с конца декабря 2009 г. принят Национальный технический регламент Республики Беларусь «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» (ТР 2009/013/ВY), в Республике Казахстан с 17 ноября 2010 г. принят Технический регламент «Требования к безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий».
Российская Федерация, отказавшись в свое время от идеи принятия собственного национального технического регламента по строительным материалам и направив в 2010 г. все усилия на разработку проекта общего евразийского технического регламента в строительстве, на долгие годы оказалась единственной страной Евразийского союза, не регламентирующей вопросы строительных материалов на своей территории.
Тем не менее сложившаяся ситуация подвигла строительное сообщество на защиту своих интересов путем локальных решений через принятие дополнительных постановлений Правительства РФ по включению отдельных видов материалов в перечень продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия, установленный ранее Постановлением Правительства РФ №982 (в настоящее время оно заменено Постановлением Правительства №2524). Таким образом, в последнее время в Постановление №982 включены цемент, радиаторы отопления и отопительные конвекторы (обязательная сертификация), теплоизоляционные материалы, строительные смеси и растворы (обязательное декларирование).
В этой связи предприятия Ассоциации «Русская Сталь» с 2014 г. проводили работу по включению данного вида продукции в Постановление №982. Основной целью введения такой меры является жесткий контроль со стороны государства за обеспечением строительного рынка металлочерепицей толщиной не менее 0,5 мм (с допуском ±0,04 мм), чтобы исключить риски для жизни и здоровья и сократить издержки всех участников процесса (от собственника до кровельщика). В целях реализации механизма обязательной сертификации через Постановление №982 на текущий момент разработаны:
Изменение №1 к ГОСТ Р 58153-2018 «Листы металлические профилированные. Металлочерепица»,приказ Росстандарта от 28 июля 2020 г. №416-ст, устанавливающее требование по применению для изготовления металлочерепицы проката с покрытием в минимальной толщине 0,5 мм (с допуском ±0,04 мм), требования по обязательной идентификации металлочерепицы и введения сортности металлочерепицы в зависимости от минимально необходимых толщин защитного покрытия стального проката и лицевого лакокрасочного покрытия. Эта мера позволяет установить единые в России требования для конечного изделия — металлочерепицы;
ГОСТ Р 59288-2020 «Оценка соответствия. Правила сертификации листов металлических профилированных кровельных (металлочерепицы)», приказ Росстандарта от 30 декабря 2020 г. №1440-ст. Данная мера позволит организовать и разъяснять процедуру сертификации металлочерепицы в рамках реализации положений Постановления №982.
По итогам проработки строительные материалы, включая листы металлические с полимерным покрытием профилированные кровельные (металлочерепица), включены в проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия», который был утвержден Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2021 г. №2425.
Индустрия не останавливается на достигнутом. Так, сейчас ведется организация работы испытательных лабораторий и органов по сертификации в части расширения области деятельности. На основании исследования, проведенного независимым провайдером методом онлайн-опроса, введение ограничения на толщину металлочерепицы (0,5 мм) за счет применения механизма обязательной сертификации в среднесрочной перспективе позволит прогнозировать рост популярности металлических кровель как за счет минимизации негативного опыта, так и улучшения репутации материала среди кровельщиков и конечных потребителей. Опрос, в котором приняли участие более 3 тыс. респондентов, имеющих намерение приобрести кровлю или уже купивших ее в течение одного года, показал, что самым важным фактором является долговечность кровельного материала (38%). Стоимость продукции влияет на выбор только для 17% респондентов. В случае, если металлочерепица толщиной 0,45 мм станет недоступной, большинство потребителей выберут более качественный продукт или иной тип металлической кровли, и не переключатся на товар-субститут.
Сравнительный расчет стоимости материала для кровли из металлочерепицы с полиэфирным покрытием с толщинами 0,5 и 0,45 мм площадью 30 м2 показал незначительную разницу в стоимости — не более 2 тыс. руб. (для продукции толщиной 0,5 мм стоимость составила 20 тыс. руб., толщиной 0,45 мм — 18 тыс. руб.(. Расчет был проведен при помощи онлайн-калькулятора на независимом сайте)
А теперь самое интересное — ответственность за нарушение правил обязательной сертификации. Здесь возникает целый ряд вопросов: кто и кем может быть привлечен к ответственности, за что и, самое главное, как? Следует учитывать, что в России действует целый ряд законов, регламентирующих требования для определенных участников различных экономических и правовых взаимоотношений.
В заключение стоит отметить, что национальные стандарты в нашей жизни являются одними из тех основополагающих документов, которые позволяют четко регулировать деятельность и безопасность не только отдельных предприятий, но и для страны в целом.

Возврат к списку



??????? ????? ?????????? ????