Маркетинг в полиграфии: нонсенс или необходимость?Маркетинг в полиграфии: нонсенс или необходимость?Рынок полиграфических заказов и рынок полиграфического оборудования/материалов работают по одинаковой схеме; более того, они на самом деле взаимосвязаны. Если типографии имеют меньше заказов, они меньше зарабатывают и как следствие меньше в состоянии тратить на приобретение оборудования и материалов. Казалось бы, все просто и понятно. Как можно рассуждать о маркетинге, когда рынок и так далеко не самый бодрый? «Какой маркетинг, если мы и так еле сводим концы с концами!» Примерно такие речи можно слышать от целого ряда участников рынка. И возможно даже, они по-своему правы, поскольку маркетинг компании — это все-таки затраты, и если эти затраты можно не нести и есть надежда «пережить смутные времена» и выжить...И все же мы решили подготовить статью о маркетинге и о том, как тратить на него средства, если уж решено в это ввязаться. Причины как раз в том, что рынок полиграфических товаров и услуг кардинально изменился, и это не временное явление! Те, кто считают, что нужно переждать тяжелые времена и дождаться лучших времен, заведомо ошибаются: никаких лучших времен для рынка не будет. Полиграфия становится одной из рядовых отраслей промышленности, где действуют суровые макроэкономические законы рынка. А это значит, что понятие сверхприбыли, невысокая конкуренция, «самоуправление» (по принципу «как умею, так и управляю») остались в прошлом. В среднем по миру в разных типовых видах производств хорошей нормой прибыли считается 4–5%, разумной 2–3%. И лишь в отдельных отраслях типа «торговли родиной» нормы прибыли могут быть выше. Но полиграфия к ним не относится. А значит, нужно учиться жить из соображений тех самых 3–5% прибыли. Правда, в мире эти проценты считаются несколько иначе, чем у нас (мы об этом не раз писали), но общий смысл не меняется. Уже сейчас управление полиграфическими компаниями должны осуществлять профессиональные управленцы, причем отраслевые, которые существенную часть опыта приобрели в отрасли, а какую-то часть привнесли из учебных заведений. Более того, почти никогда не работает привлечение в полиграфический бизнес «чистых управленцев». Много раз доводилось видеть, как собственник типографии ставит к рулю «выпускника высших управленческих курсов» в надежде, что теперь можно будет «спокойно сидеть у себя на даче, наблюдая через интернет, как пополняются счета типографии». Нам не известно ни одного случая успеха подобной затеи (если кто знает, сообщите в редакцию). Управленец должен иметь огромный опыт работы именно в полиграфии, тогда дополнительные знания, которые ему дадут управленческие курсы, ему помогут. К счастью или на беду, полиграфия, хотя и является индустриальным занятием, имеет ряд особенностей, которые не известны более ни одной другой отрасли и обуславливают множество особенностей процесса управления предприятием и его маркетингом (см. справку ниже). Маркетинг сам по себе — это довольно интересное явление. Хоть он и считается наукой и ему специально обучают в высших учебных заведениях, тем не менее существенная доля этой дисциплины — это лотерея или, если хотите, шаманство. В этой науке почти никогда не известно, что нужно делать, чтобы гарантированно получить нужный результат. Чаще всего известно, чего делать не нужно, а вот как поступить в том или ином случае, обычно неясно. Есть некоторые приемы, которые позволяют как-то повлиять на результат, но ничего не гарантируют. В психологии изучается такое явление, как побудительные мотивы принятия решения. Когда человеку нужно сделать выбор (например, в какой типографии напечатать заказ), его мыслительный процесс можно представить как «многомерные весы», где каждой типографии соответствует одна чаша, в которую та может класть свои аргументы. Чем больше аргументов и чем они весомее, тем больше шансов, что нужная чаша перетянет. Маркетинг может подкладывать на свою чашу весов различные аргументы и не более того. А вот насколько они будут действенными, зависит от квалификации маркетолога, его опыта работы в отрасли и понимания, что важно для клиентов в данном случае. Конечно, у многих сразу возникнут возражения: «Сейчас никого ничего, кроме цены, не интересует». Даже если представить себе, что это так, рано или поздно ценовое дно будет достигнуто, и тогда принимать решения все равно будут с учетом других критериев. Тем более что мы, в свою очередь, со стороны заказчика можем говорить уверенно, что цена это не самое главное в выборе типографии. Важное, но не главное. Так вот, если отвлечься от цены, то маркетинг в полиграфии должен преследовать определенные цели, которые во многом общие для маркетинга в любой сфере бизнеса, но с некоторыми отличиями. Причем эти отличия приводят к тому, что маркетинг в полиграфии в ряде случаев становится парадоксальным.
Разумеется, все, что мы здесь указали, — это действия затратные, и на них необходимо выделять средства. Собственный маркетинг — это всегда затратные мероприятия, но затраты могут быть оптимизированы грамотным маркетологом. Порой изготовление собственного каталога образцов сработает намного лучше, чем высокобюджетная презентация в пафосном месте, а небольшие, но грамотные вложения в обновление контента на своем сайте окажутся эффективнее, чем покупка ключевых слов в поисковых системах. Вообще в последнее время главной движущей силой маркетинга становится именно информация, некая креативная составляющая, причем оригинальная, а не перепечатанная откуда-то. И от маркетолога требуется умение эту информацию создавать или хотя бы «знать, где взять». Просто реклама уже давно не работает без поддерживающих статей, образцы продукции должны быть построены на какой-то собственной визуальной составляющей, иначе могут подумать, что типография выдает чужие образцы за свои. Сайт нужно наполнять оригинальной информацией, иначе он не будет правильно индексироваться, а в списке выдачи по ключевым словам он окажется на условной 25-й странице, куда почти никто не доходит. В общем, сейчас, как никогда, становится важна работа маркетолога компании, и именно сейчас становится важным его профессионализм. Вряд ли стоит доверять маркетологу, который до этого «продвигал объекты недвижимости» или «продавал мобильные телефоны», зато хорошо умеет «писать на любую тему» и замечательно «разбирается в рекламном рынке». Полиграфии очень нужен грамотный маркетинг, потому что многие другие аргументы развития уже исчерпаны и теперь будут развиваться лишь те компании, кто сможет «хорошо управляться» и «хорошо продвигаться». А деньги на маркетинг придется искать, и как вариант использовать для этого технологии, заложенные в развитых странах. Там затраты на маркетинг относятся к постоянной части затрат, то есть, по сути дела, являются частью себестоимости продукции, а не вероятной частью прибыли, как это обычно бывает у нас. Поэтому сейчас, когда с прибылью не все хорошо, денег на маркетинг просто нет. Конечно, увеличивать себестоимость в рыночных условиях плохо, но, с другой стороны, лучше так, чем в один прекрасный день выяснить, что у нас не хватает средств на презентацию типографии для группы потенциальных клиентов. Особенности полиграфии как отраслиТак получилось, что полиграфия всегда лежала на стыке нескольких видов деятельности. Это и собственно промышленное производство, и элементы графического искусства, образования, культуры в целом и еще много чего. Как следствие, оценивается полиграфическая продукция одновременно с разных точек зрения и по целому ряду критериев. В обычном промышленном производстве любое изделие бывает либо годным, либо бракованным, никаких других вариантов быть не может. Точно так же любой станок либо может работать и производить годную продукцию, либо считается нерабочим. В полиграфии, к сожалению, не так. На хорошей печатной машине может быть напечатана и годная продукция, и брак, и то, что можно трактовать по-разному. В полиграфии еще в полной мере присутствует понятие «нравится — не нравится». Вроде бы все отпечатано, все нормально, но заказчик говорит: «Мне не нравится, небо должно быть синее, а трава зеленее». Более того, есть еще и «разделение труда». Например, сейчас вполне типична ситуация, когда подготовку издания ведет издательство, а печатает его типография, и если что-то получилось плохо, начинаются взаимные претензии: «это вы так файлы подготовили», «нет, это вы так отпечатали». Получается, что станок работает, материалы качественные, технология выдержана, а результат не всех устраивает. Что делать в этом случае, не всегда понятно. Конечно, в последние десять–пятнадцать лет предпринимаются большие усилия по стандартизации отрасли, призванной заменить субъективное «нравится — не нравится» на измеряемые количественные показатели, чтобы методом измерений можно было четко показать: это в допуске, значит качественное, или не в допуске, значит брак. Но традиции в отрасли пока еще очень сильны; более того, сами показатели оценки качества в полиграфии пока еще находятся в стадии постоянной доработки. В остальных отраслях не так: деталь должна быть длиной 100 мм ±0,5 мм, и если она попадает в допуск, то она годная, если не попадает —
Возможно, многие спросят, зачем мы говорим то, что и так известно всем полиграфистам. На самом деле эта особенность отрасли приводит к тому, что маркетинг полиграфических предприятий и полиграфического оборудования/технологий должен существенным образом отличаться от того, что принято в других отраслях. Именно поэтому высокопрофессиональные маркетологи, пришедшие в полиграфические компании, зачастую приносят с собой больше проблем, чем побед. Учет особенностей отрасли — это главная задача отраслевого маркетинга. Сколько стоит маркетинг?В статье мы не затронули вопрос, как формировать маркетинговый фонд и сколько он должен составлять. В бизнес-учебниках говорится, что существует несколько способов формирования маркетингового бюджета.
Целевое финансирование — это, пожалуй, наиболее грамотный метод выделения средств на маркетинг, когда сначала определяются цели продвижения, потом выбираются методы, и только затем под эти задачи выделяется бюджет. Впрочем, выделение конкретных сумм может потребовать пересмотра целей или методов. Для решения этих задач требуется грамотная работа маркетолога компании, именно поэтому директор по маркетингу часто является вторым лицом в компании.
Влияние активного маркетинга на ситуацию на рынке Мы в издательстве «Курсив» регулярно проводим анализ ситуации на российском рынке, и нам очень хорошо известны объемы продаж того или иного оборудования или материалов от разных производителей. Точно так же мы все время ведем учет маркетинговой активности компаний, работающих на полиграфическом рынке. Конечно, мы не имеем полной информации и видим только то, что так или иначе нас касается. Но даже этих сведений достаточно, чтобы делать какие-то выводы. И выводы получается весьма простыми: те компании, кто активен в маркетинге, имеют более стабильное положение на рынке. Их продажи если и упали, то в целом заметно меньше общего падения рынка. Более того, есть компании, которые в условиях падающего рынка не только не падают, но и весьма неплохо прирастают. Мы такие примеры наблюдали. И нам отрадно, что именно эти компании являются нашими клиентами.
График, демонстрирующий возможность для отдельной компании иметь результаты, «противоположные рынку». Красной линией на графике показана общая ситуация с продажей краски в России за последние годы. Общий объем потребления офсетной краски неуклонно падает, чему есть множество причин. Аналогичным образом ведет себя и объем продаж двух крупных игроков этого рынка (зеленая и оранжевая линии). Но у одной весьма крупной компании поведение противоречит общей тенденции на рынке (голубая линия). И именно у этой компании отмечается наибольшая маркетинговая активность. У двух предыдущих компаний маркетинговых действий не замечено
Чего в полиграфическом маркетинге делать нельзяСразу оговоримся, информация носит абсолютно субъективный характер. Но тем не менее опыт говорит о том, что есть действия, которых лучше не совершать, поскольку от них либо нет никакой пользы, либо есть явный вред.
Это, разумеется, далеко не полный список того, что нельзя делать в маркетинге, в том числе и отраслевом, мы привели этот короткий список лишь для того, чтобы вновь акцентировать внимание на том, что маркетинг нужен и он должен быть профессиональным. |
|||