Если очень хочется, то получится: как поживает параллельный импорт в полиграфической отрасли на сегодня?

Если очень хочется, то получится: как поживает параллельный импорт в полиграфической отрасли на сегодня?

Как выяснилось, жизнь развивается по не совсем логичным законам. Казалось бы, если ведущая компания на рынке расходных материалов решает остановить поставки своей продукции в Россию, то эта продукция с нашего рынка должна исчезнуть. Практика показала, что так происходит далеко не всегда. Количественная оценка объемов поставок выявила совсем другие тенденции — поставки в нашу страну расходных материалов не сильно зависят от позиции производителей. Даже если они не готовы поставлять продукцию в Россию, это вовсе не значит, что она к нам не приедет. Если в ней ощущается потребность, то кто-то ее обязательно завезет. Так что и «параллельный», и «перпендикулярный» импорт активно работают. Появилось множество компаний-поставщиков, которые ранее в этом виде деятельности замечены не были. Так же, как и продукция новых производителей, которые раньше либо не были представлены на нашем рынке, либо их доля была совсем скромной. Попробуем обобщить полученную информацию и привести более реальную картину в текущей ситуации.

  • Бумага и картон. Вопреки прогнозам о дефиците бумаги серьезных проблем в России не выявлено. Российские производители активно работают, некоторые даже устанавливают рекорды производительности, пополняя запасы бумаги и картона в стране. Проблемы с офсетной и офисной бумагами, которые наблюдались в середине прошлого квартала, сошли на нет. Бумага вновь доступна в больших объемах, и даже цены на нее постепенно снижаются, хотя и не достигли докризисных значений. Поставки из Азии стабильны. На складах бумажных оптовиков бумага и картон есть. Судя по тому, что в магазинах жидкие продукты (молоко, соки и т.д.), упакованные в картон, по-прежнему в изобилии (хотя и с измененным дизайном), острого дефицита барьерного картона тоже нет. Разумеется, могут быть проблемы с определенными объемами конкретных марок и видов материалов, к которым привыкли типографии, но многие виды отсутствующих товаров имеют близкие аналоги, которые можно использовать.
  • Офсетные формные пластины. В прошлом номере мы предсказывали, что рынок офсетных пластин окажется относительно стабильным в силу того, что большая доля пластин поступает из Китая, и этот канал будет продолжать работать. А вот продукция большой тройки на российском рынке будет постепенно сокращаться. Общий дефицит мы оценили в 5–7%, в первую очередь за счет беспроцессных пластин, которые производятся только большой тройкой. Подсчет объемов поставок во втором квартале 2022 г. выявил ряд любопытных тенденций. Объем пластин, ввезенных в Россию во втором квартале, оказался на 24% меньше, чем в первом квартале, и на 30% хуже второго квартала прошлого года. Практически до нуля свелись поставки пластин от Fujifilm и Agfa, а пластины Kodak вообще не поставлялись. Несмотря на то, что основные китайские поставщики увеличили импорт пластин (причем некоторые весьма существенно — до 70%), все же недобор по импорту пластин оказался куда больше, чем мы предполагали. Возможно, в связи с падением объема заказов на офсетную печать по причине сокращения рекламных заказов и некоторых видов периодики недобор по пластинам будет не столь ощутимым.
    Вопрос с беспроцессными пластинами по-прежнему не решен. Китайские производители их не производят, а большая тройка пластины не поставляет. Впрочем, есть информация, что поставки от отдельных игроков большой тройки все же идут: на их организацию ушел весь второй квартал, и первые поставки прибудут уже в середине третьего квартала. Посмотрим…
  • Формные пластины для флексографии. Тут наши прогнозы никак не сходятся с результатами. Мы предполагали существенный недобор и дефицит этих позиций, а на практике оказалось, что объем поставок вырос. Причем вырос по всем показателям. По сравнению с первым кварталом текущего года рост составил почти 30% (!), а по сравнению со вторым кварталом прошлого года вырос на 17%. И это при том условии, что один из ведущих игроков этого рынка (компания DuPont) поставки полностью прекратила. Впрочем, импорт продукции Dupont не остановился. Продукция по-прежнему в Россию поставляется, причем несколькими компаниями. В целом ее стало на 40% меньше, чем раньше.
    Из компаний, увеличивших поставки, следует отметить NCL, которая поставляет продукцию Huaguang. Объем поставок по сравнению с прошлым годом вырос на 180% (!), а по сравнению с первым кварталом — почти в 2,5 раза. Существенно подросли поставки фотополимеров Asahi (+90%). В основном за счет этого объема удалось скомпенсировать потери ведущего поставщика. Впрочем, не только. Хорошую прибавку показали полимеры от Flint (+30%), выполненные группой компаний-поставщиков и Miraclon (+27%). Полимеры для изготовления флексографских форм в большинстве случаев используются в производстве пищевой упаковки и этикетки, и разумеется, удовлетворение потребности в них — задача важная. Российский бизнес с этим успешно справляется. По всей видимости, дефицита этого вида расходных материалов в ближайшее время не будет.
    При этом флексография как сегмент полиграфии оказался весьма успешным направлением даже в условиях санкций и кризиса. Поставки флексографских машин выполняются примерно на уровне прошлого года, причем как из Китая (по большей части), так и из Европы и США, хотя печатное оборудование вроде как находится под санкциями. Возможно, здесь речь идет о поставках оборудования, контракты на которые были заключены еще до начала введения санкций. Флексография в этой связи выглядит еще более успешной по сравнению с офсетом, поставки оборудования которого практически свелись к нулю (во втором квартале в Россию въехали только две печатные машины RMGT). Провал по поставкам офсетного оборудования составил 65% по сравнению с прошлым годом. Причины в целом понятны, флексографское оборудование поставляется преимущественно из Китая, где его активно производят, а офсетные печатные машины из Китая российские типографии пока не приобретают (хотя такие машины в Китае есть).
  • Офсетная краска. В этом виде продукции наши прогнозы тоже не сбылись. Мы не предполагали, что рынок офсетной краски так сильно изменится. Общие потери по сравнению с прошлым годом оцениваются в 25%, а по сравнению с докризисным кварталом почти в 20%. Поставки прекратили или сильно ограничили крупнейшие игроки рынка офсетных красок. Недавний лидер рынка Sun Chemical потерял почти 60% своего объема продаж. Если добавить 50% потерь у Hubergroup, 20% у Flint и 15% у Siegwerk, то можно представить, что должно происходить на рынке офсетной краски, особенно для рулонной печати. Основные потери крупных игроков как раз приходятся на рулонную краску. Но к счастью, нашлись новые игроки, которые начали завозить в больших объемах краску из стран, которые не ввели санкции против России. В частности, один из поставщиков увеличил импорт красок из Южной Кореи в 8 раз, другой — тоже из Кореи в 4 раза, а объем импорта китайской краски Suzhou Kingswood (под торговой маркой Brancher) вырос в 12 раз! Появились на нашем рынке и совсем новые марки краски как из Азии, так и из Европы, причем сразу с приличным объемом. Еще более интересен другой факт. Некоторые ведущие поставщики офсетной краски, столкнувшись с проблемами отгрузки товаров своего основного европейского поставщика, переключились на поставки краски от другого ведущего европейского поставщика. Разумеется, методом «параллельного» импорта через одну дружественную европейскую страну. Интересны и другие факторы. В частности, целый ряд крупных типографий начали самостоятельно импортировать краску из-за рубежа в заметных объемах. Таким образом, за один квартал поставщики смогли перекроить рынок краски и успешно перестроиться на «параллельные» и «перпендикулярные» поставки.
  • Флексографская краска. Ведущие поставщики флексографской краски показывают рекордные потери объемов завоза краски в Россию. Бывший лидер рынка Sun Chemical потерял 90% своего объема, другие крупные поставщики Siegwerk и Flint потеряли 40 и 22% соответственно. Казалось бы, должен сбыться наш прогноз о серьезной нехватке флексографской краски. Но на практике дефицит составил менее 13%, и санкционный второй квартал оказался лишь на 7% меньше по объему краски, чем успешный первый квартал.
    Причина такого результата — активный приход в нашу страну краски из Турции. Появилось сразу несколько торговых марок, которые ранее в нашу страну не поставлялись, и при этом их объемы весьма впечатляющие. К примеру, одно российское ИП смогло ввести в Россию краски в объеме около 100 т (!), что сопоставимо по объему со средним импортером, работающим на рынке много лет. Многие другие небольшие импортеры смогли также существенно увеличить свои объемы поставок. Многие выросли на 50, 100 и даже 150%, а некоторым удалось увеличить объемы поставок в 12–15 раз! Так что наш прогноз о грядущей нехватке флексографской краски не сбылся.
  • Прочие материалы. Основные материалы вышли из второго квартала в целом без заметных потерь, но в других сегментах полиграфических материалов проблемы оказались серьезнее. Лаки и покрытия провалились в целом по рынку на 55%! Почти все ведущие поставщики показали отрицательную динамику продаж. Да и новых игроков не появилось. Возможно, этот сегмент не так критичен для бизнеса или организовать «параллельный» импорт продукции оказалось сложнее. Не лучше ситуация и с офсетной резиной. Недавний лидер рынка Contitech больше не поставляет свою продукцию в Россию. Похожая ситуация и с рядом других известных торговых марок. Несмотря на то, что отдельные торговые марки офсетной резины смогли существенно прибавить, общий дефицит ощущается около 30%. Странно, что новых игроков практически не появилось, а резина из Китая, поставляемая ранее, тоже показала резкое снижение поставок (-70%).

На представленных графиках показана ситуация с основными расходными материалами для полиграфии. Желтым цветом обозначены сохранившиеся традиционные поставки, красным цветом — замещающие поставки (новые и по параллельному импорту), голубым — предполагаемый дефицит по сравнению с прошлым годом

В целом, что касается рынка расходных материалов, прямой катастрофы удалось избежать. Однако нельзя забывать, что во втором квартале можно было выполнять поставки материалов, если контракты были заключены до конца февраля. Появление большого количества новых поставщиков и торговых марок внушает определенный оптимизм. Приживутся ли они? Смогут ли типографии успешно работать на новых материалах? Что будет с теми материалами, которые пока в дефиците? На эти вопросы еще ответа нет. Нужно ждать результатов следующего, третьего квартала.


Возврат к списку



??????? ????? ?????? ??????????? ??